Индивидуальное исследование отрасли, рейтинги компаний, анализ конкурентов
В настоящее время ряд юридических лиц с целью осуществления закупок товаров, работ и услуг для собственных нужд руководствуются федеральным законом №223-ФЗ «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 года (в ред. от 13.07.2015 года).
К таким лицам относятся государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные предприятия, компании с долей участия государства более 50-ти процентов, а также предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. К этой категории относятся также дочерние компании всех перечисленных лиц – при условии участия в капитале в размере, превышающем в совокупности 50 процентов.
Проведенный Министерством экономического развития анализ закупок госкомпаний по 223-ФЗ по итогам 2015 года показал следующую статистику: общая сумма составила 23,1 трлн руб., количество размещенных закупок – 1,4 млн. Пятерку крупнейших игроков составили (см. таблицу 1): Роснефть, РЖД, Газпром переработка Благовещенск, Газпром и Уралсевергаз. На их долю приходится более 50% закупок. В целом рост объема заказа составил 23%, а объем сделок приблизился к 30% ВВП. По итогам 2015 года согласно первичной оценки Росстата ВВП равен 80,412 трлн руб.
Наименование компании | Объем закупок, трлн руб. |
---|---|
АО НК Роснефть | 4,6 |
АО РЖД | 3,4 |
ООО Газпром переработка Благовещенск | 1,6 |
ПАО Газпром | 1,5 |
НАО Уралсевергаз-независимая газовая компания | 1,3 |
В ходе анализа применения 223-ФЗ, проведенного Министерством экономического развития, был выявлен ряд негативных факторов:
Выявленные тенденции приводят к росту рисков сотрудничества и могут негативно отразиться на заказчике и на участниках закупок. В любом случае страдает бизнес. Предупредить (снизить) эти риски позволяет Информационно-аналитическая система Глобас-i. Наряду с задачей проверки надежности контрагентов Система позволяет изучать и анализировать контракты по 44(94)-ФЗ и закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ и решать другие бизнес-задачи.
Основными законодательными актами, регулирующими использование электронного документооборота (ЭДО) в России, являются:
В 2015-2016 годах в законодательстве об ЭДО произошли существенные изменения.
Так, с 1 января расширился круг компаний, обязанных отчитываться в налоговые органы в электронном виде. Теперь все компании с численностью штата более 25 человек обязаны это делать. Ужесточены санкции за нарушения при подаче расчетов по НДФЛ. За несвоевременное представление или представление недостоверных сведений предусматриваются штрафные санкции. В случае нарушения срока подачи расчета более чем на 10 дней могут быть приостановлены операций по счетам в банке и переводы электронных денежных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и Приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. №ММВ-7-15/427 с 1 октября 2015 г. упростилось подтверждение обоснованности применения «нулевой» ставки по НДС при экспорте товаров. Вместо бумажных копий перевозочных, товаросопроводительных и иных документов компании-экспортеры теперь могут представлять реестры этих документов в электронной форме. Сведения, включенные в реестры, сверяются с данными Федеральной таможенной службы России. В случае расхождений в данных налоговые органы могут запросить подлинники документов, а при их непредоставлении в течение 20 дней «нулевая» ставка считается неподтвержденной.
Для организации электронного документооборота с налоговыми органами до 1 апреля 2016 г. Федеральной налоговой службой будет утвержден формат универсального передаточного документа (УПД). Он будет включать в себя и счет-фактуру, и первичный учетный документ. Печатная форма УПД содержится в письме ФНС от 21 октября 2013 г. №ММВ-20-3/96 «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры». В 2016 г. ФНС планирует утвердить и другие электронные форматы первичных документов.
По мнению экспертов, возможность представлять в налоговые органы в электронной форме все подтверждающие первичные документы, в том числе формы иных органов власти или международных организаций может значительно сократить издержки налогоплательщиков на ведение бухгалтерского учета и повысить производительность труда в этой сфере. С другой стороны, это даст возможность налоговым органам сократить сроки камеральных проверок и повысить качество контроля за уплатой налогов.
Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 г. вступила в силу статья Статья 44.2. «Совершение нотариальных действий в электронной форме»
«Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2016). Согласно этой статье нотариус теперь может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. Значимость этого нововведения в полной мере в ближайшем будущем смогут оценить как физические, так и юридические лица. Для получения удостоверенного в электронном виде документа необходимо иметь личную квалифицированную электронную подпись.
Электронными подписями бизнес и граждан обеспечивают Удостоверяющие центры. В 2016 г. требования к ним значительно ужесточились. Теперь удостоверяющий центр обязан иметь 7 миллионов рублей чистых активов, вместо полутора миллионов ранее. Сумма страхования ответственности выросла с полутора миллиона до минимальных 30 миллионов и максимальных 100 миллионов рублей. По мнению экспертов, для небольших региональных удостоверяющих центров это может стать серьезной проблемой. Рынок услуг удостоверяющих центров может в результате сократиться вдвое.
По данным Минкомсвязи России в реестре аккредитованных удостоверяющих центров в настоящее состоит 402 организации. Ознакомиться с их деятельностью можно подписавшись на Информационно-аналитическую систему Глобас-i.