Статья
Проблемы применения 223-ФЗ в практике проведения закупок

В настоящее время ряд юридических лиц с целью осуществления закупок товаров, работ и услуг для собственных нужд руководствуются федеральным законом №223-ФЗ «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 года (в ред. от 13.07.2015 года). 

К таким лицам относятся государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные предприятия, компании с долей участия государства более 50-ти процентов, а также предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. К этой категории относятся также дочерние компании всех перечисленных лиц – при условии участия в капитале в размере, превышающем в совокупности 50 процентов.

Проведенный Министерством экономического развития анализ закупок госкомпаний по 223-ФЗ по итогам 2015 года показал следующую статистику: общая сумма составила 23,1 трлн руб., количество размещенных закупок – 1,4 млн. Пятерку крупнейших игроков составили (см. таблицу 1): Роснефть, РЖД, Газпром переработка Благовещенск, Газпром и Уралсевергаз. На их долю приходится более 50% закупок. В целом рост объема заказа составил 23%, а объем сделок приблизился к 30% ВВП. По итогам 2015 года согласно первичной оценки Росстата ВВП равен 80,412 трлн руб.

Таблица 1. Объемы закупок крупнейшими компаниями в 2015 году, Топ-5
Наименование компанииОбъем закупок, трлн руб.
АО НК Роснефть 4,6
АО РЖД 3,4
ООО Газпром переработка Благовещенск 1,6
ПАО Газпром 1,5
НАО Уралсевергаз-независимая газовая компания 1,3

В ходе анализа применения 223-ФЗ, проведенного Министерством экономического развития, был выявлен ряд негативных факторов:

  • чрезмерное количество электронных торговых площадок (ЭТП) усложняет учет сделок, контроль за соблюдением требований к закупкам, не обеспечивает достаточного уровня их прозрачности и открытости;
  • снижение конкуренции в сфере закупок - в частности отмечено, что более 95% закупок осуществлялись на неконкурентной основе, 40% - у единого поставщика;
  • закупки крупных заказчиков для малого и среднего бизнеса (МСБ) не привлекательны с одной стороны, с другой – МСБ не в состоянии по своим возможностям обеспечить выполнение крупного заказа;
  • применение процедур, маскирующих закупки у единственного поставщика, вследствие отсутствия в 223-ФЗ перечня способов закупок и конкурентных требований к проведению закупок;
  • ограниченные сроки на подачу заявок в электронной форме для участия в закупках;
  • наличие около четверти «договорных» торгов в общем объеме заключенных контрактов;
  • недостаточно полная информация в реестре договоров, расхождение в планах закупок и их результатах - имеется информация только о половине заключенных договоров, занижена общая сумма;
  • отмена торгов для устранения нежелательных участников, характерная для отдельных отраслей;
  • количество обоснованных жалоб в рамках 223-ФЗ в 2015 году составили около половины от общего числа поданных жалоб;
  • и другие.

Выявленные тенденции приводят к росту рисков сотрудничества и могут негативно отразиться на заказчике и на участниках закупок. В любом случае страдает бизнес. Предупредить (снизить) эти риски позволяет Информационно-аналитическая система Глобас-i. Наряду с задачей проверки надежности контрагентов Система позволяет изучать и анализировать контракты по 44(94)-ФЗ и закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ и решать другие бизнес-задачи.

Статья
Изменения в законодательстве, регулирующем нормы электронного документооборота

Основными законодательными актами, регулирующими использование электронного документооборота (ЭДО) в России, являются: 

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», с изменениями и дополнениями от: 27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 21 июля, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г.;
  • Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» (в редакции от 30.12.2015); 
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации, устанавливающий правила для осуществления обмена данными между предприятиями и применения в качестве подтверждения подлинности информации электронной цифровой подписи;  
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, рассматривающие возможности предоставления цифровых документов как доказательной базы в случае возникновения споров между организациями.  

В 2015-2016 годах в законодательстве об ЭДО произошли существенные изменения.

Так, с 1 января расширился круг компаний, обязанных отчитываться в налоговые органы в электронном виде. Теперь все компании с численностью штата более 25 человек обязаны это делать.  Ужесточены санкции за нарушения при подаче расчетов по НДФЛ. За несвоевременное представление или представление недостоверных сведений предусматриваются штрафные санкции. В случае нарушения срока подачи расчета более чем на 10 дней могут быть приостановлены операций по счетам в банке и переводы электронных денежных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и Приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. №ММВ-7-15/427 с 1 октября 2015 г. упростилось подтверждение обоснованности применения «нулевой» ставки по НДС при экспорте товаров. Вместо бумажных копий перевозочных, товаросопроводительных и иных документов компании-экспортеры теперь могут представлять реестры этих документов в электронной форме. Сведения, включенные в реестры, сверяются с данными Федеральной таможенной службы России. В случае расхождений в данных налоговые органы могут запросить подлинники документов, а при их непредоставлении в течение 20 дней «нулевая» ставка считается неподтвержденной.

Для организации электронного документооборота с налоговыми органами до 1 апреля 2016 г. Федеральной налоговой службой будет утвержден формат универсального передаточного документа (УПД). Он будет включать в себя и счет-фактуру, и первичный учетный документ. Печатная форма УПД содержится в письме ФНС от 21 октября 2013 г. №ММВ-20-3/96 «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры». В 2016 г. ФНС планирует утвердить и другие электронные форматы первичных документов.

По мнению экспертов, возможность представлять в налоговые органы в электронной форме все подтверждающие первичные документы, в том числе формы иных органов власти или международных организаций может значительно сократить издержки налогоплательщиков на ведение бухгалтерского учета и повысить производительность труда в этой сфере. С другой стороны, это даст возможность налоговым органам сократить сроки камеральных проверок и повысить качество контроля за уплатой налогов.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 г. вступила в силу статья Статья 44.2. «Совершение нотариальных действий в электронной форме» 

«Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2016). Согласно этой статье нотариус теперь может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. Значимость этого нововведения в полной мере в ближайшем будущем смогут оценить как физические, так и юридические лица. Для получения удостоверенного в электронном виде документа необходимо иметь личную квалифицированную электронную подпись. 

Электронными подписями бизнес и граждан обеспечивают Удостоверяющие центры. В 2016 г. требования к ним значительно ужесточились. Теперь удостоверяющий центр обязан иметь 7 миллионов рублей чистых активов, вместо полутора миллионов ранее. Сумма страхования ответственности выросла с полутора миллиона до минимальных 30 миллионов и максимальных 100 миллионов рублей. По мнению экспертов, для небольших региональных удостоверяющих центров это может стать серьезной проблемой. Рынок услуг удостоверяющих центров может в результате сократиться вдвое.

По данным Минкомсвязи России в реестре аккредитованных удостоверяющих центров в настоящее состоит 402 организации. Ознакомиться с их деятельностью можно подписавшись на Информационно-аналитическую систему Глобас-i.