Статья
Несмотря на кризис, потреблять рыбы в России стали больше

По содержанию внутренних бизнес-процессов российский рынок рыбы (улова рыбы и добычи морепродуктов, производства рыбной товарной пищевой продукции, консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов) сложен и многогранен. К такому выводу пришли специалисты Информационного агентства «Крединформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов в России: состояние, тенденции и перспективы его развития». По мнению экспертов, такая характеристика объясняется наличием на рынке большого количества (более десятка тысяч) игроков: рыбаков, рыбоперерабатывающих предприятий, оптовиков, поставщиков импортной продукции, а также компаний, предприятий, хозяйств, торговых сетей, обладающих определенной инфраструктурой.
В связи с этим российскому рынку рыбы присуще множество проблем, угроз и входных барьеров, основными среди которых являются: высокие административные барьеры, отсутствие технических регламентов и крупных покупателей на рынке В2В, инфраструктурные ограничения, низкий уровень конкуренции, незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов и нелегальный вывоз рыбной продукции за рубеж, снижение запасов водных биоресурсов, импортозависимость, вопрос качества продаваемых продуктов рыболовства и рыбоводства, состояние рыболовецкого флота и другие. Кроме того, при положительных тенденциях в рыбной отрасли экономический кризис все-таки не обошел ее стороной. Последствиями влияния экономического кризиса в России, как отмечают эксперты, явились: рост дебиторской задолженности, проблемы с получением кредитов, сокращение прибыли, изменение рентабельности в сторону снижения и т.п.
Тем не менее, несмотря на кризис, в 2009 году отрасль сумела устоять в сложившихся условиях и показатели темпов роста улова рыбы и добычи морепродуктов выросли до уровня 114%, производства товарной пищевой рыбной продукции без рыбных консервов в натуральном выражении - около 107%. При этом по отрасли за период 2005-2009гг. средний темп прироста улова рыбы и добычи морепродуктов составил 4-5%, производства товарной пищевой рыбной продукции без рыбных консервов в натуральном выражении – чуть больше 4%.
Совершено противоположная ситуация за последние пять лет в России сложилась с производством рыбных консервов, включая консервы из морепродуктов. В 2009 году производство и соответственно потребление консервов резко снизилось и достигло всего лишь 79,5%. Таким образом, в целом по отрасли за период 2005-2009гг. средний темп производства консервов имеет тенденцию к снижению (-2,8%) и существует вероятность ее сохранения в ближайшей перспективе.
Основная доля улова рыбы и добычи морепродуктов, а также переработки и производства товарной пищевой рыбной продукции осуществляется в Дальневосточном федеральном округе (ФО) - более 60%, а ее продажа крупными и средними предприятиями оптовой торговли в Сибирском ФО – почти 30%. Наибольшая доля в производстве консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов отмечена в Северо-Западном ФО – более 57%, а их продажа крупными и средними предприятиями оптовой торговли в Центральном ФО – более 30%.
В дальнейшем эксперты в целом по базовому варианту прогнозируют рост российского рынка рыбы в натуральном выражении на уровне 4%, в стоимостном – около 9%.

Статья
Чай по-прежнему любим населением России

В структуре продаж российского рынка чая наибольшая доля приходится на чёрный чай и составляет чуть менее 61% розничных продаж в стоимостном выражении. В целом, рост объемов розничных продаж чая за период 2008 - 2009 годы в Городской России (города России с населением свыше 10 тыс. человек) составил 2% в натуральном выражении и 21% в стоимостном.
Существенный вклад в рост рынка чая в стоимостном выражении обеспечивает премиальный сегмент. По данным экспертов аналитического отдела ИА «КредИнформ Северо-Запад», за период 2008/2009 годы доля премиальных вариантов уже составила почти половину (49,1%) от общего объема розничных продаж чаев в стоимостном выражении.
Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. При этом более чем 95% потребляемого в РФ чая импортируется и фасуется на российских производственных предприятиях. Среди наиболее известных международных производителей, поставляющих чай в Россию, стоит упомянуть Ahmad Tea Ltd., MJF Holdings Ltd., R. Twining&Co. Ltd., Sara Lee Corp. и Unilever N.V. Что касается уже расфасованного чая, то его доля импорта на рынке - около 60%.
Чай по-прежнему является популярным напитком как во всем мире, так и в России – однако изменились вкусовые предпочтения граждан: россияне расширяют свои предпочтения, переходя на фруктовые и травяные чаи. При всем разнообразии марок и сортов предлагаемой продукции российский рынок чая является достаточно концентрированным и консолидированным – около 80% объема продаж приходится на долю 7 компаний.
В сегменте черного чая наиболее распространенными являются следующие марки «Принцесса Нури» («Орими Трэйд»), «Майский чай» и «Лисма» (Компания «Май»), Ahmad (Ahmad Tea). В сегменте зеленого чая широко представлены такие марки как «Принцесса Ява», Greenfield и Tess («Орими Трэйд»), Lipton (Unilever N.V.), Ahmad (Ahmad Tea).

Не теряет свою популярность и создает серьезную конкуренцию традиционному рассыпному пакетированный чай. На его долю приходится уже почти половина розничного объема продаж в Городской России. Росту продаж чая в пакетиках способствовало стремление потребителей к экономии времени, а также удобство его потребления.