По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), инфляция в России по итогам 2013 года составила 6,5%. Напомним, что Банк России в начале года планировал удержать инфляцию в пределах 5-6%, но ускорение роста цен на продовольственные товары в последние месяцы года не позволило уложиться в заданный коридор.
Инфляция в декабре 2013 года составила 0,5% и совпала с ожиданиями аналитиков, а вот что касается годового показателя, то оценки экспертов были более оптимистичными. Так, Минэкономразвития прогнозировал итоговый рост цен на 6,2-6,3%. Отклонение от прогнозного значения всего две десятые процента может показаться несущественным только на первый взгляд.
Существует такое понятие, как «инфляция для бедных», официально она нигде не регистрируется, но сильно бьет по кошелькам граждан с низким достатком. Многие эксперты отмечают, что бедные слои населения нельзя подводить под общую инфляцию, т.к. их структура потребления имеет перекос в сторону продуктов питания. Если в среднем по стране на еду человек с хорошим достатком тратит около 30% от своего дохода (а в развитых странах не больше 15%), то бедные – более 50% от своей зарплаты. Следовательно, ускорение роста цен на продовольственные товары увеличивает «инфляцию для бедных», что собственно и происходит.
По данным Росстата, в 2013 году больше всего подорожали продовольственные товары и услуги, на 7,3 и 8% соответственно. Непродовольственные товары стали дороже на 4,5%.
Список антирекордсменов по итогам 2013 года возглавляют куриные яйца, которые за год подорожали практически на треть, а точнее на 28,8% (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Следом за ними расположились сливочное масло (18,6%), алкогольные напитки (14,6%), молоко и молочная продукция (13,1%).
Услуги ЖКХ в 2013 году подорожали для россиян на 9,8%, медицинское обслуживание — на 9%, услуги связи — на 2,2%, дошкольного воспитания — на 9,9%. Поездки в пассажирском транспорте в 2013 году стали дороже на 8,9%.
Говоря о прогнозах на 2014 год, все эксперты предрекают замедление инфляции, в связи с заморозкой тарифов на услуги естественных монополий. В соответствии с официальным прогнозом Правительства РФ на 2014 год следует ожидать инфляцию в пределах 4,5-5,5%, в то время как целевой прогноз Минэкономразвития — 4,8%.
ЦБ на 2014 г. таргетирует цель по инфляции на уровне 5%. При этом в середине декабря ЦБ сообщил, что прогнозирует достижение цели по инфляции во второй половине 2014 года. Также в своем заявлении официальный регулятор отмечает, что сегодня сдерживающими факторами для улучшения инфляционной динамики являются медленное восстановление внешнего спроса и слабая инвестиционная активность. При этом важным условием для достижения целевых значений инфляции в среднесрочной перспективе, по мнению Банка России, является формирование позитивных тенденций в динамике инфляционных ожиданий.
После прошлогоднего принятия законодательства, направленного на регулирование трансфертного ценообразования в вопросах исчисления налоговой базы (Раздел V-1 Налогового кодекса РФ), фискальные органы всерьез взялись за проверку предприятий, использующих подобную схему уплаты налогов.
Федеральная налоговая служба (ФНС) уже с конца 2013 года начала проводить проверки около 300 компаний. В наступившем году работа продолжится. С таким заявлением выступил глава ФНС Михаил Мишустин.
Напомним, что трансфертная цена – это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов путем снижения их базы.
У крупнейших налогоплательщиков есть возможность заранее согласовать с налоговиками принципы ценообразования таких сделок, подписав с ФНС соглашение, в котором обозначаются позиции сторон относительно порядка определения и применения методов ценообразования по конкретным сделкам между взаимозависимыми лицами. Тем самым снимается вопрос проверки со стороны фискальных органов обоснованности рыночной цены контракта, на основании которой исчисляются налоговые обязательства. Таким образом, упрощается администрирование крупнейших налогоплательщиков и возможные издержки предприятий в связи с проведением налоговых проверок.
В других случаях, компании обязаны предоставлять в налоговые органы отчеты, подтверждающие рыночную цену сделки с аффилированными компаниями. Сформировать необходимый отчет поможет специальный модуль, содержащийся в специализированных программных продуктах Ruslana, Orbis, Amadeus европейского издателя электронных баз данных Bureau van Dijk (BVD). Кроме того, агентство Крединформ разрабатывает собственный модуль по трансфертному ценообразованию, релиз намечен на 2014 год.