Статья
Тенденции в работе волгоградских компаний

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики Волгоградской области.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2017 годы) компании Волгоградской области (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие компании реального сектора экономики Волгоградской области с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2013 – 2017 годах
Наименование, ИНН, вид деятельности Стоимость чистых активов,
млрд руб
Индекс платежеспособности Глобас
2013 2014 2015 2016 2017
1 ООО ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
ИНН 3448017919
Производство нефтепродуктов
up105,51 up114,14 up133,56 down122,54 up124,33 179 Наивысший
2 ООО ИМПЕРИАЛ ТОБАККО ВОЛГА
ИНН 3443033593
Производство табачных изделий
up6,03 up8,46 up13,16 down12,10 up12,57 221 Высокий
3 НАО СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ
ИНН 3437000021
Производство цемента
up8,43 up8,70 up9,08 up9,74 up10,48 166 Наивысший
4 НАО ВОЛЖСКИЙ ОРГСИНТЕЗ
ИНН 3435900563
Производство прочих основных органических химических веществ
down1,86 up3,51 up6,12 up8,72 up10,44 194 Наивысший
5 НАО КАУСТИК
ИНН 3448003962
Производство прочих основных неорганических химических веществ
down4,28 down3,97 up5,23 up6,42 up7,58 168 Наивысший
996 МУУП ВОЛГОГРАДСКИЕ МЕЖРАЙОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
ИНН 3441010181
Распределение электроэнергии
Находится в стадии ликвидации с 11.07.2014
down0,10 down-0,71 down-0,93 down-1,09 up-1,05 600 Неудовлетворительный
997 ООО ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ СИТИЦЕНТР
ИНН 3445091343
Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе
down-0,22 down-0,44 down-2,31 up-1,21 up-1,19 262 Высокий
998 ООО ВОЛГАИНВЕСТ
ИНН 5905238577
Капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний
Находится в стадии ликвидации с 03.06.2016
down0,52 down-0,48 down-7,26 down-7,55 up-1,24 600 Неудовлетворительный
999 ПАО ДПК
ИНН 3305056518
Деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению
down-0,27 down-0,46 down-0,66 down-1,14 down-1,28 328 Удовлетворительный
1000 ПАО ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ
ИНН 3445071523
Торговля электроэнергией
down-0,83 down-3,55 up-3,42 up-3,24 up-2,95 223 Высокий

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За пятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

Доли компаний в ТОП-1000 с недостаточностью имущества в последние пять лет имеют тенденцию к росту (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний региона в 2017 году составил 60% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне концентрации капитала в Волгоградской области.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем чистой прибыли 10 лидеров экономики региона в 2017 году составил 59% от суммарной чистой прибыли ТОП-1000. (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме чистой прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме чистой прибыли 2017 года ТОП-1000

В целом за пятилетний период наблюдается тенденция к снижению средних размеров прибыли в ТОП-1000 (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних показателей прибыли компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних показателей прибыли компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 снижаются, при этом увеличивается средний размер чистого убытка. (Рисунок 7).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились значительно выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

В течение пяти лет, особенно в 2013 - 2014 годах, наблюдается высокий уровень средних значений показателей коэффициента рентабельности инвестиций с тенденцией к снижению. (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За пятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

Структура производства
Наибольшие доли в суммарной выручке ТОП-1000 имеют предприятия, специализирующиеся на производстве нефтепродуктов и компании оптовой торговли (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

77% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в суммарном объеме ТОП-1000 составляет 16,5% (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000

Основные районы деятельности
Предприятия ТОП-1000 распределены по территории региона неравномерно и зарегистрированы в 35 районах и населенных пунктах. 89% крупнейших по объему выручки предприятий сосредоточены в областном центре – г. Волгограде и в г. Волжском (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки предприятий ТОП-1000 по районам Волгоградской области Рисунок 13. Распределение выручки предприятий ТОП-1000 по районам Волгоградской области

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в устойчивом финансовом положении и выше среднего. (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в Волгоградской области в течение 12 месяцев 2017 – 2018 годов наблюдается тенденция к снижению показателей индекса промышленного производства. За 11 месяцев 2018 года индекс снизился в среднем на 0,7%, а в целом за период с ноября 2017 года по октябрь 2018 года – наблюдается рост в среднем на 1,6% (Рисунок 16).

Рисунок 16. Индекс промышленного производства в Волгоградской области в 2017 – 2018 годах, месяц к месяцу (%) Рисунок 16. Индекс промышленного производства в Волгоградской области в 2017 – 2018 годах, месяц к месяцу (%)

По тем же сведениями доля предприятий Волгоградской области в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 9 месяцев 2018 года составила 0,73%.

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики Волгоградской области, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании отрицательных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки ТОП-1000
Тенденции и факторы оценки ТОП-1000 Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Уровень концентрации капитала down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний down-10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 30% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Индекс промышленного производства down-10
Среднее значение удельного веса факторов down-3,3

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).

Вестник
Изменения в законодательстве в 2019 году

Повышение НДС, отмена налога на движимое имущество, новый порядок предоставления бухгалтерской отчетности и еще 7 изменений в организации деятельности компаний, 5 новостей налогообложения и 3 законопроекта.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ

1. Зарегистрировать ИП или ООО через интернет можно будет бесплатно.

С 1 января 2019 г. при подаче документов в ФНС посредством сети Интернет не будет взиматься пошлина за государственную регистрацию ЮЛ и ИП, ликвидацию ЮЛ вне процедуры банкротства, прекращение деятельности ИП, а также за все изменения, вносимые в учредительные документы компании.

Основание: Федеральный закон от 29.07.2018 N 234-ФЗ.

2. Сдавать отчетность станет проще.

Начиная с отчетности за 2019 г. на все организации возлагается обязанность сдачи бухгалтерской отчетности исключительно в электронной форме. Субъекты малого бизнеса будут обязаны это делать, начиная с отчетности за 2020 г. Одновременно с этими мерами отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики. В соответствии с принятыми поправками в России будет создаваться Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обязанность его ведения возложена на Федеральную налоговую службу РФ.

Не обязаны сдавать балансы в этот ресурс: организации государственного сектора; Центральный банк РФ; религиозные организации; кредитные и некредитные организации, сдающие бухгалтерскую отчетность в ЦБ РФ; организации, чья бухгалтерская отчетность содержит государственную тайну; другие организации – по решению Правительства РФ.

Основание: Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ.

3. Государство будет страховать банковские вклады и счета малого бизнеса.

С 1 января 2019 г. действие системы страхования вкладов (ССВ) распространится на вклады и счета микро и малых предприятий. Если ЦБ РФ отзовет или аннулирует у банка лицензию, то организация получит возможность без потерь возвратить свои средства до 1,4 млн руб. включительно. Ранее данная услуга бала доступна только для физических лиц.

Для минимизации рисков рекомендуем отрывать счета и вклады в крупнейших по активам банках с государственным участием (Топ-10) – вероятность отзыва лицензии у таких структур близка к нулю.

Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

4. Все переходят на онлайн-кассы.

С 1 июля 2019 г. весь российский бизнес должен перейти на использование онлайн-касс в расчётах с контрагентами и возврате заимствований. До 1 июля без онлайн-касс пока могут работать предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, а также ИП без сотрудников.

Основание: Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ, письмо Минфина России от 18.07.2018 N 03-01-15/50059.

5. Работодателей, которые не провели специальную оценку условий труда, начнут штрафовать.

Начиная с 1 января 2019 г. все организации и ИП обязаны проводить специальную оценку условий труда работников (кроме надомных и дистанционных работников). Ранее в некоторых случаях спецоценку можно было не проводить. В случае нарушения законодательства штраф для компании составит от 60 до 80 тысяч рублей, для директора или ИП – от 5 до 10 тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Основание: Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

6. Инспекторам ФНС при проведении проверок будет проще получать документы.

Теперь налоговые инспекторы могут требовать у аудиторских организаций отчетность, полученную ими в ходе проверок своих клиентов, но после 1 января 2019 г. Аудиторские документы до этой даты раскрытию перед ФНС не подлежат. Норма введена новой статьей 93.2 НК РФ и может применять в случаях, когда организация сама не передала бумаги по запросу или поступил запрос от компетентных органов иностранных государств.

Основание: статья 93.2 НК (введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 231-ФЗ).

7. Надзорные органы начнут проверять малый бизнес.

С 1 января 2019 г. для субъектов, отнесенных к категории малого предпринимательства, отменяются надзорные каникулы по плановым проверкам. Мораторий действовал с 1 января 2016 г.

Основание: ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

8. Сотрудникам нужно давать оплачиваемые выходные для диспансеризации.

Работодатели должны будут предоставлять работникам для прохождения диспансеризации один оплачиваемый день раз в три года. Основанием является заявление сотрудника. Отказывать нельзя, но дни отсутствия должны быть согласованы.

Основание: Федеральный закон от 03.10.2018 N 353-ФЗ.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1. Основная ставка НДС вырастет до 20%.

С 1 января 2019 г. ставка НДС повысится с 18% до 20%. Льготные ставки на уровне 0 и 10% останутся прежними.

Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ.

2. Компании больше не будут платить налог на движимое имущество.

С 1 января 2019 г. отменен налог на движимое имущество организаций. Начиная с этой даты, обложению подлежит только недвижимое имущество. Таким образом, компаниям для уменьшения налоговой базы, необходимо убрать данные активы из отчетности.

Определение движимого имущества дано в ст. 130 ГК РФ: движимое имущество – это любые вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не относятся к недвижимости.

Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ.

3. Российским организациям и ИП не надо будет перечислять «налог на Google».

С 1 января 2019 г. иностранным компаниям, которые оказывают электронно-цифровые услуги на территории РФ, придётся самим платить НДС. Российские организации, покупающие данные услуги, освобождаются от такой обязанности.

Основание: Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

4. Размер доходов для применения УСН заморожен, а сельхозпроизводителям на ЕСХН придется платить НДС.

До 2020 г. заморожен лимит годового дохода для применения УСН. Обычно повышение лимита происходит из-за ежегодного повышения коэффициента-дефлятора, на который индексировался доход. Таким образом, в 2019 г., как и в 2018 г. для применения УСН доход не должен превышать сумму в 150 млн руб. по итогам отчетного (налогового) периода.

Основание: Приказ Минэкономразвития от 30.10.2018 N 595.

С 1 января 2019 г. предприниматели, использующие ЕСХН, будут обязаны платить НДС.

Основание: Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

5. Малому и среднему бизнесу не продлят льготу по страховым взносам.

С 1 января 2019 г. для компаний, применяющих специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД и ПСН заканчивается льгота по пониженному тарифу страховых взносов. Теперь им придется перейти на общий тариф и платить в обязательные фонды 30% вместо 20%. Тариф в 20% останется только для благотворительных и некоммерческих организаций на УСН.

Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ, Письмо Минфина России от 01.08.2018 N 03-15-06/54260.

6. При расчете зарплаты и пособий нужно будет учесть новый МРОТ.

С 1 января 2019 федеральный МРОТ будет устанавливаться исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года. Таким образом, МРОТ на текущий год составит 11 280 рублей. Необходимо учесть эту величину при расчете минимальных зарплат, больничных и детских пособий.

Основание: Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ; Приказ Минтруда России от 24.08.2018 N 550н.

ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ

1. Регистрация и отчетность.

До 1 января 2020 г. планируется принять федеральный закон, который даст возможность субъектам малого бизнеса применять тот юридический адрес, который им был выдан при открытии банковского счета или предоставленный в отделении почтовой связи. Тем самым государство преследует цель освободить компании от формальной обязанности иметь физический офис. С другой стороны, если закон будет принят, увеличится опасность появления нового вида фирм-однодневок.

В январе 2020 г. ожидается реализация инициативы, которая узаконит возможность не предоставлять налоговую декларацию организациям и ИП, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов. Всю необходимую отчётность налоговики получат через онлайн-кассы самостоятельно.

2. Льготная аренда имущества.

К 1 декабря 2021 г. планируется принять закон, обязывающий передавать неиспользуемое государственное имущество в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях. Перечень такого имущества будет составляться и ежегодно обновляться по результатам проводимых инвентаризаций.

3. Участие в закупках.

Планируется, что в 2020 г. будут приняты поправки в законодательство о закупках с целью доведения до 18% доли участия малого бизнеса в качестве поставщиков государственных и муниципальных заказчиков от всех их закупок за год. Сейчас обязательная планка несколько ниже – 15%. В Федеральной контрактной системе обращаются огромные деньги: за неполный 2018 год по 44-ФЗ было размещено извещений на сумму 7,6 трлн руб., а по 223-ФЗ на 20 трлн руб. Участие в закупках – весомый дополнительный источник финансирования.

К маю 2020 г. предполагается внести изменения в КаАП РФ, которые введут штрафы за затягивание оплаты заказчиком товаров и услуг перед поставщиками поставщиком. Сегодня такой нормы нет и заказчики, пользуясь пробелами в законодательстве, нередко откладывают платежи под предлогом различных обстоятельств.

В 2019 году предстоит немало важных изменений. Мы продолжим информировать Вас о вступлении в силу новых законов и анализировать последствия их применения. Не снизится ли эффективность работы предприятий вследствие отмены льгот? Оправдается ли намерение пополнить бюджет путем увеличения налогов? Будем надеяться, что полезных для бизнеса нововведений, в частности таких как отмена пошлин за регистрацию компаний, упрощение сдачи отчетности, страхование вкладов юридических лиц, появится больше, и они позитивно повлияют на экономический рост.