В своей деятельности предпринимателям приходится иметь дело с множеством компаний-контрагентов, в связи с чем возникает проблема проверки их добросовестности перед заключением сделки.
Согласно пп. 1, 7 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Даже если налогоплательщик обвиняется в налоговом правонарушении по причине коммерческих связей с фирмой-однодневкой, арбитражные суды выносят решение в пользу налогоплательщика в тех случаях, если он докажет проявленную должную осмотрительность при выборе контрагента, экономическую целесообразность сделки и соответствие цены сделки рыночным ценам.
Законодательство, в том числе Налоговый кодекс РФ не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации рисков. Однако разъяснения и рекомендации изложены в ведомственных письмах.
Министерство финансов в письме от 21.07.2010г. № 03-03-06/1/477 обозначило необходимый минимум документов и требований, необходимых в целях подтверждения добросовестности компании-контрагента: наличие копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента. Письмо ФНС от 11 февраля 2010г. № 3-7-07/84 дополняет это перечень: компании должны быть зарегистрированы в установленном порядке; иметь лицензию на соответствующий вид деятельности (в случае, если такое требование установлено действующим законодательством); адрес местонахождения не должен относиться к адресу «массовой регистрации» фирм-однодневок; в состав юридического лица не должны входить дисквалифицированные лица (это относится к руководителю и главному бухгалтеру организации), в том числе иметься информация о фактах привлечения их к налоговой или административной ответственности, или об отсутствии таковых.
Помимо документального подтверждения не лишним будет просмотреть историю деятельности потенциального контрагента, его репутацию на рынке, узнаваемость бренда.
Специализированная Информационно-аналитическая система Глобас-i поможет в режиме онлайн найти всю необходимую информацию о контрагенте: регистрационные данные, сведения о наличии лицензий, судебных разбирательств, составе руководства. Готовится к внедрению Индекс благонадёжности, с помощью которого можно будет выявлять компании-однодневки.
Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг по коэффициенту покрытия предприятий, добывающих каменный уголь. Для рэнкинга было отобрано десять российских предприятий, крупнейших по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре период (2011 год), с данным видом деятельности. Выбранные предприятия были ранжированы сначала по обороту, затем по коэффициенту покрытия.
Коэффициент покрытия показывает какая часть оборотных активов уйдет на погашение краткосрочных обязательств и рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Данный коэффициент позволяет инвесторам оценить ожидаемые успехи работы предприятия, а так же вероятность наступления неплатежеспособности, банкротства. Рекомендуемое значение коэффициента от 2 до 3, но анализировать коэффициент покрытия следует во взаимосвязи с другими финансовыми показателями: коэффициентами ликвидности и платежеспособности.
№ | Наименование ИНН | Регион | Оборот 2011, млн. руб. | Коэффициент покрытия, % | Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|
1 | ОАО Черниговец, ИНН:4203001913 | Кемеровская область | 16 320,19 | 4,65 | 193 (наивысший) |
2 | ОАО Шахта ЗАРЕЧНАЯ, ИНН: 4212005632 | Кемеровская область | 18 717,93 | 2,63 | 257 (высокий) |
3 | ЗАО СТРОЙСЕРВИС, ИНН:4234001215 | Кемеровская область | 43 169,13 | 2,28 | 202 (высокий) |
4 | ОАО Объединенная Угольная компания Южкузбассуголь, ИНН:4216008176 | Кемеровская область | 33 828,48 | 2,2 | 230 (высокий) |
5 | ОАО по добыче угля Воркутауголь, ИНН:1103019252 | Республика Коми | 35 167,76 | 2,15 | 209 (высокий) |
6 | ОАО КУЗБАССКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ, ИНН:4205003440 | Кемеровская область | 20 683,52 | 1,51 | 176 (наивысший) |
7 | ООО Востсибуглесбыт, ИНН:3808168112 | Иркутская область | 13 949,18 | 1,3 | 272 (высокий) |
8 | ОАО Холдинговая компания Якутуголь, ИНН: 1434026980 | Республика Саха (Якутия) | 34 558,49 | 0,64 | 242 (высокий) |
9 | ОАО Угольная компания Кузбассразрезуголь, ИНН: 4205049090 | Кемеровская область | 60 858,94 | 0,6 | 210 (высокий) |
10 | ОАО СУЭК-Кузбасс, ИНН: 4212024138 | Кемеровская область | 33 306,46 | 0,41 | 265 (высокий) |
Коэффициент чистой прибыли Top-10 предприятий РФ, добывающих каменный уголь
Первую строчку рэнкинга занимает ОАО Черниговец со значением коэффициента покрытия 4,65%, что больше рекомендуемого значения, т.к. оборотные активы существенно превышают краткосрочные обязательства. При этом большая доля оборотных активов приходится на финансовые вложения и дебиторскую задолженность, т.е. ликвидные оборотные активы. Что может свидетельствовать о положительном результате для данной компании, и подтверждается наивысшим индексом платежеспособности ГЛОБАС-i®.
У компаний ОАО Шахта Заречная, ЗАО Стройсервис, ОАО Объединенная Угольная компания Южкузбассуголь и ОАО по добыче угля Воркутауголь значения коэффициента покрытия находятся в рамках рекомендуемых значений, этим же компаниям был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®.
У компаний ОАО КУЗБАССКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ, ООО Востсибуглесбыт, ОАО холдинговая компания Якутуголь, ОАО Угольная компания Кузбассразрезуголь и ОАО СУЭК-Кузбасс значение коэффициента покрытия ниже рекомендуемых значений, т.к. оборотные активы либо не превышают краткосрочные обязательства, либо незначительно выше. Но при этом компании ОАО КУЗБАССКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ был присвоен наивысший индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, а оставшимся компаниям - высокий. Таким образом, еще раз подтверждается тот факт, что для объективной оценки финансовой устойчивости компании необходим комплексный подход, а оценка, сделанная опираясь лишь на один показатель, будет необъективной.