При всех сложностях, с которыми сегодня сталкивается российский бизнес, число зарегистрированных организаций в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) не снижается, а напротив, постепенно растёт. На 1.07.2016 г. количество активных организаций в стране достигло 4,8 млн, причем за год показатель увеличился на 24,3 тыс. (или на 0,5%). Россия вплотную приблизилась к планке в 5 млн действующих компаний и по этому параметру уверенно входит в первую десятку государств мира. В настоящее время в США зарегистрировано порядка 24,5 млн фирм; Великобритании - более 9,1 млн; Бразилии - 8,3 млн; Франции - 7,7 млн; Японии - 4,1 млн; Италии - 3,7 млн; Германии - 3,3 млн.
Таким образом, используемый в настоящем анализе индикатор численности субъектов бизнеса, помогает на практике проиллюстрировать масштаб экономики, представить уровень развития бизнес-среды и предпринимательской активности.
Всего за последние 6 лет в России появилось более 389 тыс. новых юридических лиц (созданных вновь или в результате реорганизации). Это реальные субъекты экономический деятельности, выплачивающие налоги в бюджет, дающие рабочие места и производящие конечный продукт или оказывающие услуги (см. рисунок 1).
Наиболее востребованной организационно-правовой формой предприятия в РФ является общество с ограниченной ответственностью (ООО), на долю которого по состоянию на 1.07.2016 г. пришлось 82,4% от всех зарегистрированных организаций или 3,9 млн юридических лиц. Такая популярность объясняется простотой регистрации и сниженным риском ответственности, ограниченной размерами внесенных учредителями вкладов.
Далее по распространенности идут некоммерческие организации, которых в стране насчитывается 14% от общего числа зарегистрированных юридических лиц. К ним относят:
- государственные и муниципальные учреждения – 254 тыс. шт.;
- юридические лица, регистрируемые в соответствии со специальным порядком Минюста России – 217,5 тыс. шт. (политические партии, общественные объединения, религиозные организации, отделения международных организаций и НКО);
- потребительские кооперативы – 89,6 тыс. шт.;
- прочие некоммерческие организации – 106 тыс. шт
На непубличные и публичные акционерные общества – НАО и ПАО приходится всего лишь 2,4% от всех зарегистрированных на настоящий момент юридических лиц в России: 93,1 тыс. шт. и 22,6 тыс. шт. соответственно.
Статистика распределения зарегистрированных организаций по федеральным округам на 1.07.2016 г. выглядит следующим образом: Центральный ФО аккумулирует 37,7% от всех зарегистрированных юридических лиц, что в числовом выражении составляет 1,8 млн. На втором месте с долей 16,3% находится Приволжский ФО, где действуют 778,3 тыс. организаций. Замыкает тройку лидеров Северо-Западный ФО – 13% или 622,0 тыс. юридических лиц.
В Крымском ФО после воссоединения с РФ, прошли процедуру перерегистрации по российскому законодательству или открылись вновь 40,6 тыс. организаций: в Республике Крым - 30,6 тыс. шт., Севастополе – 10 тыс. шт. (28 июля 2016 г. Крымский ФО вошел в состав Южного ФО).
В региональном разрезе больше всего организаций зарегистрировано в Москве – 1,1 млн. юридических лиц, Санкт-Петербурге – 369,8 тыс. и Московской области – 236,9 тыс. На три лидирующие территории приходится 35,4% от всех компаний и учреждений РФ. Семь следующих субъектов увеличивают эту долю до 54,1%. Это обстоятельство говорит о крайне неравномерном распределении предпринимательской активности, обусловленной особенностью расселения по территории страны и, отчасти, проводимой бюджетной политикой (перетекание людских и финансовых потоков в несколько ключевых регионов при большом количестве дотационных депрессивных территорий).
В Москве число организаций за год сократилось на 4,8 тыс., а в Санкт-Петербурге, напротив, увеличилось на 10,5 тыс. Северная столица демонстрирует максимальное увеличение числа организаций в целом по стране.
Таблица 1. Регионы с наибольшим абсолютным числом зарегистрированных юридических лиц (ЮЛ)
№ | Регион | Число зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2016 г. | Прирост/снижение числа зарегистрированных ЮЛ к 1.07.2015 г. | Доля в общем числе зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2016 г., % | |
Всего | % | ||||
1 | Москва | 1 082 135 | -4 792 | -0,4 | 22,7 |
2 | Санкт-Петербург | 369 835 | 10 459 | 2,9 | 7,8 |
3 | Московская область | 236 926 | -61 | 0,0 | 5,0 |
4 | Свердловская область | 165 462 | -3 324 | -2,0 | 3,5 |
5 | Краснодарский край | 143 480 | 2 188 | 1,5 | 3,0 |
6 | Новосибирская область | 136 645 | -2 998 | -2,1 | 2,9 |
7 | Республика Татарстан | 124 477 | 5 968 | 5,0 | 2,6 |
8 | Челябинская область | 111 538 | 2 405 | 2,2 | 2,3 |
9 | Самарская область | 109 632 | -2 898 | -2,6 | 2,3 |
10 | Нижегородская область | 100 449 | 3 042 | 3,1 | 2,1 |
Всего по топ-10 | 2 580 579 | 9989 | 0,4 | 54,1 |
В таблице 2 представлены регионы-лидеры по относительному приросту числа зарегистрированных организаций за год. За исключением уже упомянутых Республики Крым и Севастополя, в лидерах оказались Вологодская и Воронежская области, где количество юридических лиц увеличилось на 6,6% и 5,7% соответственно. Прирост на более чем 5% также зафиксирован в Удмуртской Республике, Республике Татарстан и Ивановской области. В целом в 46 субъектах отмечена положительная динамика по регистрации новых юридических лиц.
Таблица 2. Регионы с наибольшим относительным приростом и снижением числа зарегистрированных юридических лиц (ЮЛ).
№ | Регион | Прирост/снижение числа зарегистрированных ЮЛ за год, % | Число зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2016 г. | Число зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2015 г. |
1 | Республика Крым | 19,1 | 30 627 | 25 725 |
2 | Севастополь | 18,5 | 9 970 | 8 414 |
3 | Вологодская область | 6,6 | 44 905 | 42 115 |
4 | Воронежская область | 5,7 | 58 084 | 54 935 |
5 | Удмуртская Республика | 5,1 | 41 615 | 39 613 |
6 | Республика Татарстан | 5,0 | 124 477 | 118 509 |
7 | Ивановская область | 5,0 | 35 675 | 33 989 |
8 | Чеченская Республика | 4,4 | 10 169 | 9 743 |
9 | Ульяновская область | 3,5 | 28 803 | 27 819 |
10 | Пермский край | 3,2 | 80 903 | 78 426 |
... | ... | ... | ... | ... |
76 | Иркутская область | -2,9 | 60 821 | 62 633 |
77 | Кировская область | -4,2 | 36 355 | 37 938 |
78 | Волгоградская область | -4,3 | 51 240 | 53 517 |
79 | Магаданская область | -5,1 | 4 635 | 4 885 |
80 | Республика Ингушетия | -5,6 | 4 980 | 5 275 |
81 | Чукотский АО | -5,9 | 946 | 1 005 |
82 | Республика Алтай | -6,7 | 5 930 | 6 353 |
83 | Курская область | -6,7 | 22 128 | 23 710 |
84 | Республика Северная Осетия | -7,3 | 10 000 | 10 790 |
85 | Республика Калмыкия | -9,1 | 4 797 | 5 277 |
В 39 субъектах Федерации наблюдается противоположная ситуация – происходит снижение количества зарегистрированных организаций. Антирейтинг возглавляет Республика Калмыкия: регион за год недосчитался 9,1% организаций. В Республике Северная Осетия число юридических лиц снизилось на 7,3%, в Курской области и Республике Алтай - на 6,7%.
Сам факт большого числа зарегистрированных организаций еще не говорит о качественном изменении происходящих в стране процессов: наличии устойчивого экономического роста, широкого предложения рабочих мест или высоких социальных стандартов жизни. Порой под видом реальных компаний создаются фиктивные фирмы-однодневки для участия в серых финансовых схемах, поэтому в современных условиях проверка контрагентов – это насущная необходимость.
Бизнесу для успешного развития необходимы не только понятные правила игры со стороны государства и приемлемый спрос на продукцию (услуги), но и источник длинных денег в виде инвестиций или подъемного банковского кредита. Пока сложно говорить о благоприятной конъюнктуре по известным экономическим причинам, однако нельзя отрицать, что за последние годы в России построена рыночная система, где взаимодействует множество компаний, учреждений, фирм и появились совершенно новые отрасли. Дух предпринимательства, искусственно сдерживаемый в советские годы, крепнет, а талантливых предпринимателей становится все больше.
В последние годы в России предпринимается немало усилий для поддержки малого и среднего бизнеса. Этой теме Информационное агентство Credinform в 2016 г. уже посвятило несколько своих публикаций: в январе "Мониторинг поддержки малого и среднего бизнеса"; апреле "Что ждет малый и средний бизнес от государства?"; и мае "Новые предельные значения дохода от предпринимательской деятельности".
Несмотря на предпринимаемые меры, пока рано назвать условия ведения бизнеса вполне благоприятными. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», в этой категории предприятий официально работает около 17 млн человек, в числе которых около 30% - индивидуальные предприниматели (ИП) и около 70% заняты на малых и средних предприятиях (МСП). При этом доля малого и среднего бизнеса в структуре валового внутреннего продукта составляет всего 20%. В тоже время, благодаря предпринятым в последнее время усилиям, около 40% закупок для нужд государственных органов власти и государственных корпораций, осуществляемых по 44 и 223 Федеральным законам, составляют контракты с малым и средним бизнесом. Общий объем этих сделок достиг 28 млрд рублей. Увеличение объемов закупок сдерживают сложности с доступом к информации о них. На решение этой задачи направлено создание электронного реестра поставщиков малого и среднего бизнеса, который начнет действовать с 1 августа 2016 года.
Внесение малых и средних предприятий в реестр будет осуществляться автоматически Федеральной налоговой службой (ФНС). Основанием для внесения в реестр буду сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), а также представленные ИП и МСП данные о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведения о доходе и другая информация.
Для включения в реестр ИП и МСП должны соответствовать установленным для малого и среднего бизнеса требованиям: годовая выручка не должна быть более 120 млн рублей у микропредприятия, 800 млн рублей - у малого предприятия и двух миллиардов рублей - у среднего предприятия. При этом, среднесписочная численность работников микропредприятия не может быть более 15 человек, не более 100 и 250 человек - у малого и среднего предприятия, соответственно.
Сведения в реестре будут находиться в свободном доступе в течение 5 лет, начиная с даты их опубликования. Обновлять реестр предполагается ежемесячно. В числе вносимых изменений будет оперативное исключение из реестра ИП и МСП, потерявших таковой статус. В случае возникновения по этому поводу претензий со стороны компаний и предпринимателей, свое право на статус малого и среднего бизнеса им придется доказывать в налоговых органах или в судебном порядке.
Как предполагается, использование реестра поможет упростить процесс участия малого и среднего бизнеса в закупках и получения государственной поддержки. Ранее для подтверждения соответствия критериям малого и среднего бизнеса ИП и предприятиям необходимо было предоставлять соответствующие справки, а теперь достаточно внесения в реестр.
Масштаб новаций можно оценить, ознакомившись с Перечнем субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО – получателей поддержки (субсидий) в России. Этот список содержит 64 520 компаний. Доступ к нему отрыт для подписчиков Информационно-аналитической системы Глобас-i.