На реализацию масштабной программы «Национальные проекты 2019-2024 гг.» из федерального и региональных бюджетов планируется выделить рекордные 18,1 трлн руб.
Из 1,7 трлн руб., поступивших на финансирование нацпроектов в 2019 г., к сентябрю освоено только 46%.
Главным препятствием в осуществлении национальных проектов стал несовершенный механизм распределения бюджетных средств через систему госзакупок.
Заказчики отменяют закупочные процедуры
Проблема неэффективности закупок приобрела острый характер, когда приступили к реализации программ развития в рамках национальных проектов, затрагивающих практически все сегменты отечественной экономики и общественной жизни. Бюрократическая нагрузка в государственных закупках чрезмерна. Система закупок слишком сложна как для заказчиков, так и для поставщиков. Принцип экономии бюджетных средств при выборе поставщика влечет снижение качества поставляемого товара или услуги. В результате заказчики прерывают закупочную процедуру по причине отсутствия подходящих поставщиков или просто не успевают провести закупку в установленный законом срок из-за сложности оформления документации.
В I полугодии 2019 г. заказчики разместили извещений о закупках по 44-ФЗ на 4,4 трлн руб., на 59% больше, чем за тот же период 2018 г. При этом контрактов заключили на 3,1 трлн руб., на 6% меньше, чем в I полугодии 2018 г.
Наблюдается парадоксальная ситуация, когда государство выделяет внушительный объем средств, но они не работают на экономику, поскольку слишком медленно осваиваются заказчиками не по их вине.
Добросовестные поставщики отказываются от участия в закупках
Отсутствие привлекательных и детально проработанных заказчиком инвестиционных проектов, а также принцип снижения цены в аукционах для определения победителя нивелируют экономический смысл торгов для потенциальных участников.
Электронный аукцион – самый популярный способ определения поставщика по наименьшей итоговой цене контракта как одному из главных критериев. Общий объем таких закупок в I полугодии 2019 г. составил 3,3 трлн рублей или 76% от суммарной стоимости закупок.
В бизнес-сообществе существует стойкая уверенность в том, что требования заказчиков искусственно ограничивают круг участников госзакупки. Документация составляется под заранее выбранных поставщиков, и оставляет очень мало шансов для других участников выиграть конкурс.
Аффилированность заказчика с одним из участников закупки и жесткие сроки исполнения контрактов не прибавляют предпринимателю уверенности в целесообразности сотрудничества. Часть компаний не участвует в закупках из-за необходимости предоставлять обеспечение по контракту. Не все малые компании могут заплатить большую сумму за размещение своей заявки.
В контрактную систему спешно вносят существенные правки
Недовольство действующей системой закупок высказывает не только бизнес, но и высшее руководство страны. В связи с этим законодатель начал оперативно вносить правки в 44-ФЗ, направленные на упрощение системы госзакупок и привлечение новых потенциальных участников, в том числе малых предприятий. Изменения затронут как заказчиков, так и поставщиков.
Например, малый бизнес для обеспечения крупной заявки сможет предоставлять банковскую гарантию, а не выводить средства из оборота на специальный счет. А заказчикам позволят проводить крупные закупки по укороченной процедуре и избавят от дублирующего документооборота и отчетности.
Список наиболее важных изменений в закупочных процедурах представлен в таблице 1.
Таблица 1. Основные изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу в 2019 г.
Проблема | Старые правила | Новые правила |
Излишний документооборот | Заказчик готовил дублирующие документы – план-график и план закупок, где требовалось указать цели и обоснование закупок | Остается только план-график закупок, не включающий цели и обоснование закупок |
Блокировка средств на специальном счете в закупках свыше 1 млн руб. | Обеспечение заявки средствами на специальном счете | Обеспечение заявки средствами на специальном счете или банковской гарантией |
Не учитываются финансовые возможности бизнеса для обеспечения заявки | Малый бизнес (СМП) обеспечивал свои заявки для участия в закупке наравне с остальными участниками | Обеспечение заявки для СМП не требуется, если имеется опыт исполнения контрактов за последние три года |
Размер обеспечения заявки для СМП искусственно завышен | Рассчитывался от начальной (максимальной) цены контракта | Рассчитывается от итоговой цены контракта, которая, как право, ниже начальной |
Повторное проведение закупки при срыве контракта | Заказчик обязан проводить новый конкурс | Можно заключить контракт со вторым участником без проведения новой закупки |
Незначительные суммы закупок у единственного поставщика | Предельная цена закупки у единственного поставщика составляла до 100 тыс. руб. | Цена закупки у единственного поставщика увеличена в 3 раза - до 300 тыс. руб. |
Низкая скорость размещения закупок заказчиком | Извещение о начале закупки размещалось через 10 дней после внесения изменений в план-график закупок | Извещение о закупке публикуется на следующий день после внесения изменений в план-график |
Невозможность проведения крупных закупок по ускоренной процедуре | Для ускоренных аукционов начальная цена контракта ограничивалась суммой до 3 млн руб. | Для коротких аукционов планка цены контракта увеличена до 300 млн, для строительных работ – до 2 млрд руб. |
Необходимость составлять отчетность по исполнению контракта | В обязательном порядке требовалось формировать и размещать отчетность | Отчетность по исполнению контракта отменяется |
Итоги
При всей позитивности изменений, для придания гибкости и упрощения контрактной системы принятых мер недостаточно. Не устранены главные изъяны государственных закупок, проводимых по 44-ФЗ: принцип снижения цены для получения заказа и механизм определения начальной цены контракта самим заказчиком. Предпринимателю невыгодно участвовать в закупках, так как приходиться продавать свою продукцию/ услуги по себестоимости или даже ниже ее. А заказчик вынужден экономить выделяемые средства. Такой важный критерий как качество в большинстве процедур уходит на второй план.
Трансформация контрактной системы должна облегчить доступ к закупкам более широкому кругу участников, ускорит сроки проведения конкурсных процедур, а также разгрузит заказчиков от излишней отчетности.
В экономику поступают колоссальные средства. Активное участие предпринимателей в закупках – необходимое условие успешной реализации нацпроектов и нового импульса экономического роста в стране.
Будут ли реализованы национальные проекты, и сможет ли экономика успешно развиваться – во многом зависит от воли высшего руководства страны.
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей аккумуляторов. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (x) рассчитывается как разность собственного капитала и внеоборотных активов к оборотным активам. Показатель характеризует способность предприятия осуществлять финансирование текущей деятельности только собственными оборотными средствами. Рекомендуемое значение коэффициента > 0,1.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (x), > 0,1 | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО АНИКС ИНН 7703671051 г. Москва |
212 | 1280 | 17 | 111 | 0,12 | 0,97 | 262 Высокий |
НАО МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА АЛЬКОР ИНН 7204015103 Тюменская область |
1862 | 1601 | 294 | 184 | 0,89 | 0,92 | 231 Высокий |
НАО ТЮМЕНСКИЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД ИНН 7204001630 Тюменская область |
3980 | 4137 | 361 | 147 | 0,75 | 0,82 | 182 Наивысший |
ООО КУРСКИЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД ИНН 4632167682 Курская область |
896 | 1373 | 48 | 112 | 0,14 | 0,45 | 211 Высокий |
НАО ЭЛЕКТРОТЯГА ИНН 7805230257 Санкт-Петербург |
1354 | 1591 | 94 | 151 | 0,56 | 0,33 | 170 Наивысший |
НАО ЭНЕРГИЯ ИНН 4821000142 Липецкая область |
1839 | 2534 | 298 | 450 | 0,23 | 0,28 | 169 Наивысший |
НАО ЭЛЕКТРОТЯГА ИНН 7805020789 Санкт-Петербург |
2900 | 3000 | 310 | 157 | 0,44 | 0,27 | 193 Наивысший |
НАО АКОМ ИНН 6345011371 Самарская область |
4618 | 5610 | 272 | 209 | 0,08 | 0,17 | 233 Высокий |
ООО РЯЗАНСКИЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД ТАНГСТОУН ИНН 2313019123 Рязанская область |
1823 | 2242 | 68 | -22 | 0,17 | 0,13 | 269 Высокий |
ООО ИСТОК+ ИНН 4632161433 Курская область |
3754 | 4768 | 84 | 6 | -0,10 | -0,07 | 262 Высокий |
Итого по компаниям ТОП-10 | 23237 | 28136 | 1846 | 1514 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 2324 | 2814 | 185 | 151 | 0,33 | 0,43 | |
Среднее отраслевое значение | 374 | 381 | -3 | 9 | 0,00 | 0,00 |
улучшение показателя к предыдущему периоду, ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Средний показатель коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами ТОП-10 в 2018 году выше среднего отраслевого значения. Семь компаний улучшили результаты в 2018 году.
В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).