Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей автобусов и троллейбусов. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании отрасли (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1).
Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме баланса. Показывает зависимость фирмы от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5.
Значение коэффициента ниже минимально допустимого предела означает сильную зависимость от внешних источников получения средств, что может привести к кризису ликвидности, неустойчивому финансовому положению компании в случае ухудшения конъюнктуры на рынке.
Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для определенной отрасли. Для производителей автобусов и троллейбусов практическое значение коэффициента платежеспособности составляет от 0 до 0,58.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г. к 2014 г., +/- % | Коэффициент платежеспособности, (х) | Индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|
ООО КАВЗ ИНН 4501103580 Курганская область |
-18,77 | 1 128,68 | -2,63 | 0,56 | 299 Высокий |
ООО ЛИКИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД ИНН 5034019312 Московская область |
-184,92 | 6 137,70 | -29,12 | 0,51 | 291 Высокий |
ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА ЛУИДОР ИНН 5257065753 Нижегородская область |
43,05 | 2 017,47 | -10,92 | 0,32 | 259 Высокий |
ООО ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД ИНН 5252015220 Нижегородская область |
141,30 | 7 399,84 | -10,48 | 0,31 | 237 Высокий |
ООО СТ НИЖЕГОРОДЕЦ ИНН 5259062324 Нижегородская область |
38,17 | 3 204,39 | -48,19 | 0,10 | 288 Высокий |
ООО ВОЛГАБАС ИНН 3435107555 Волгоградская область |
24,23 | 3 240,18 | -5,31 | 0,02 | 292 Высокий |
ООО БАКУЛИН БАС ГРУПП РУСЬ ИНН 3435308935 Волгоградская область |
0,70 | 387,39 | 282,76 | 0,01 | 293 Высокий |
ООО ТРАНС - ЭЛЕКТРИК ИНН 3525297406 Вологодская область |
0,01 | 113,91 | 36,19 | 0,00 | 309 Удовлетворительный |
НАО ТРОЛЗА ИНН 6449972323 Саратовская область |
-349,46 | 1 530,41 | 33,92 | -0,13 | 331 Удовлетворительный |
ООО КАМАЗ-МАРКО ИНН 1650238806 Республика Татарстан |
-49,37 | 294,61 | 30,18 | -0,46 | 344 Удовлетворительный |
Итого по группе компаний ТОП-10 | -355,05 | 25 454,58 | -19,22* | 0,12* | |
Итого по группе компаний ТОП-24 ** | -371,38 | 26 394,66 | -16,81* | 0,05* |
*) - среднее значение по группе компаний
**) Всего компаний, предоставивших отчетность за 2015 год в Росстат
Среднее значение коэффициента платежеспособности в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. выше, чем в ТОП-24, при среднем значении по отрасли 0,15. При этом только две компании на верхних строчках рэнкинга имеют значения показателя, отвечающие нормативу и укладывающиеся в интервал практического значения.

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 96% от суммарной выручки 24 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в данной отрасли. Так, доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ООО ПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД в суммарной выручке группы компаний ТОП-24 составила 28% (Рисунок 2).

Семи компаниям из ТОП-10 присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
Трем компаниям из ТОП-10 присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®. Так, в отношении ООО ТРАНС – ЭЛЕКТРИК, НАО ТРОЛЗА, ООО КАМАЗ-МАРКО имеется информация об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности. Кроме того, НАО ТРОЛЗА имеет незакрытые исполнительные листы и убыток в структуре балансовых показателей, как и ООО КАМАЗ-МАРКО. Прогноз развития индекса у всех трех компаний – стабильный.
Из числа компаний ТОП-10 только ООО БАКУЛИН БАС ГРУПП РУСЬ в 2015 г. удалось увеличить чистую прибыль и выручку по сравнению с предыдущим периодом. Остальные компании (помечены красной заливкой в Таблице 1) снизили объемы выручки или чистой прибыли, либо имеют убыток.
В целом показатели производства автобусов и троллейбусов в натуральном выражении в период с 2013 г. по 2015 г. характеризовались снижением объемов выпущенной продукции, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 2).
Виды продукции | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Автобусы | 40 784 | 43 051 | 57 077 | 52 926 | 43 208 | 36 655 | 43 241 |
Троллейбусы | 397 | 236 | 389 | 517 | 155 | 64 | 210 |
*) В Таблице 2 красной заливкой отмечен спад производства, зеленой заливкой – рост.
В 2016 г. наблюдается рост производства и особенно – в производстве троллейбусов, что, в прочем, объяснимо с учетом объема выпущенной продукции (Рисунок 3).

Предприятия по производству автобусов и троллейбусов распределены по территории страны неравномерно и концентрируются в основном в промышленно развитых регионах с уже сложившейся инфраструктурой автомобильного производства. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 24 крупнейших компании отрасли по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 12 регионах России (Рисунок 4).

Федеральным законом от 03.07.2016 №244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ, согласно которым с 1 января 2017 года иностранные компании, предоставляющие электронные услуги и контент, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС).
К электронным услугам закон относит предоставление посредством интернета прав на использование компьютерных программ. В число таких программ входят игры, базы данных, рекламные услуги и объявления, поддержка электронных ресурсов, электронные книги, музыкальный и видео контент и т.п.
Иностранные компании, оказывающие такие услуги, обязаны самостоятельно платить НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, взаимодействуя, при этом, с налоговыми органами в электронной форме. Зарегистрироваться можно с помощью специального сервиса на сайте Федеральной налоговой службы. В личном кабинете имеется возможность представлять налоговые декларации по НДС, обмениваться документами и письмами.
По данным Федеральной налоговой службы на 21 февраля 2017 года на учет в налоговых органах уже встали 59 иностранных компаний, в числе которых крупнейшие, такие как Apple, Google, Microsoft, Netflix, Samsung, Bloomberg, Amazon, eBay, Nintendo, Booking, Alibaba и многие другие. Еще около 40 компаний подали соответствующие заявления.
По мнению специалистов, данные поправки, учитывающие мировой опыт, уравнивают условия работы российских и зарубежных интернет-компаний и могут способствовать ежегодному пополнению бюджета страны в сумме около 10 миллиардов рублей.