Статья
Минфин принялся за борьбу с офшорными схемами ухода от налогов

Министерство финансов РФ составило инструкции для Федеральной налоговой службы (ФНС), в которых прописало самые распространённые приемы по уходу от налогов посредством офшорных компаний, подлежащие обязательному пресечению.

При этом в правоприменительной практике законодательства по двойному налогообложению важно чётко разграничивать бенефициарного собственника, обоснованно претендующего на свой доход, и номинально созданных «фирм-однодневок», транзитные компании, позволяющие необоснованно выводить прибыль из страны происхождения капитала.

Среди существующих схем пристальному отслеживанию будут подвергаться переводы в офшоры через посредников дивидендов, процентов по займам и прав на интеллектуальную собственность. Для подобных операций создается транзитная компания, которая якобы считается собственником в сделке с российским резидентом и офшорной структурой. Подобные компании-посредники помогают перемещать пассивный доход через страну, с которой у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения, в офшор с наименьшими налоговыми потерями. Теперь все компании, зарегистрированные в России, планируется обязать получать письменное заключение о потенциальном партнере в странах-офшорах. И если среди акционеров контрагента обнаружится фирма из черного списка Минфина, применение налоговых льгот будет невозможным. 

Ситуация осложняется тем, что до настоящего времени официальные органы (ФНС) не пресекали подобные схемы, так как не имели возможности запрашивать информацию вне их юрисдикции, поэтому эту обязанность решено возложить на налогового агента-резидента страны.

Информационное агентство Credinform разработало перечень критериев, объединенных в Индекс благонадёжности, по которым можно оценить, является ли компания фирмой-однодневкой. Данный индекс наряду с комплексной оценкой платёжеспособности, ликвидности и присвоенным скоринговым баллом помогает нашим клиентам в безопасном выборе своего контрагента.

Статья
Замедление темпов экономического роста отразились на консолидированном бюджете регионов

В марте текущего года, в ходе выступления на научно-практической конференции по бюджетному федерализму, министр регионального развития РФ Игорь Николаевич Слюняев отметил, что общая негативная макроэкономическая ситуация отразилась и на состоянии консолидированного бюджета регионов РФ. При этом по заявлению министра особую тревогу вызывает сокращение в 2013 году поступлений по налогу на прибыль организаций, так по результатам 2013 года сокращение составило 13% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Среди негативных тенденций последних лет также отмечается сокращение доли капитальных вложений в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам 2013 года на 12,1%. Министр отметил, что данная тенденция является опасной, поскольку ведет к замедлению процессов модернизации и обновления инженерной инфраструктуры, основных фондов и социальной сферы.
Кроме того по итогам 2013 года размер общего консолидированного долга субъектов Федерации перед бюджетом вырос на 26,9% и на 1 января текущего года составил 2 трлн 26 млрд рублей. Большая часть заемных средств идет на погашение дефицита бюджета, который ежегодно растет. Вместе с тем растет и долг муниципальных образований. Так на сегодняшний день долг органов местного самоуправления составляет 288,9 млрд рублей.

В вопросах решения существующих проблем субъектов РФ особая роль отводится мерам, направленным на поддержание устойчивости бюджетов субъектов РФ и на повышение эффективности бюджетных расходов, а также совершенствования механизмов предоставления межбюджетных трансфертов.

По сей день основным финансовым механизмом, направленным на сглаживание экономической дифференциации, остаются дотации. По заявлениям Игоря Слюняева, общий объем таких дотаций в текущем году составил 439 млрд рублей. Однако уровень обеспеченности бюджетными средствами между различными субъектами федерации до сих пор остается существенным, поскольку даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ, они имеют существенные различия, ввиду неоднородности в экономическом развитии территории регионов, численности населения, а также природно-климатическими условиями. Так по оценкам экспертов разница между десятью богатейшими и беднейшими субъектами составляет более 40 раз.

Кроме того Минрегион проводит работу по совершенствованию подходов к предоставлению межбюджетных субсидий. В этом вопросе можно выделить три основных направления. Во-первых, сокращение количества субсидий путем их консолидаций, что ведет к повышению самостоятельности регионов в выборе приоритетных направлений софинансирования и сокращению административных процедур необходимых для получения субсидий. По заявлениям министра регионального развития, количество субсидий в 2014 году планируется сократить до 80.

Во-вторых, увеличение доли субсидий, распределяемых приложением к федеральному закону о федеральном бюджете, что ведет к большей эффективности и рациональности использования субсидий.
В-третьих, усовершенствование правил предоставления субсидий. Минрегион подготовил проект постановления, который уточняет порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Подводя итог своего выступления, Игорь Николаевич Слюняев отметил, что эффективное развитие возможно только путем осуществления эффективной бюджетной политики на региональном уровне. Властям на местах следует уделить больше внимания качеству управления бюджетом, мобилизации налоговых поступлений и сокращению неэффективных статей расходов.