Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских предприятий торговли строительными материалами по коэффициенту рентабельности продаж.
Для рэнкинга были отобраны крупнейшие российские предприятия (ТОП-10) по объему выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2015 г.) и работающие на рынке торговли строительными материалами более трех лет. Далее они были ранжированы по убыванию коэффициента рентабельности продаж (Таблица 1).
Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Рентабельность продаж отражает эффективность ценовой политики и способность компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г. к 2014 г., (рост / снижение), % | Рентабельность продаж, % | Индекс платёжеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|
ООО КРАУТС ИНН 7728865059 г. Москва |
4 310,9 | 10 404,1 | 150,0 | 41,44 | 196 Наивысший |
ООО ДЕНЕБ ИНН 5047103554 Московская область |
552,9 | 7 858,1 | -7,7 | 21,15 | 229 Высокий |
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАЛИТРА ИНН 5012022008 Московская область |
271,0 | 6 785,3 | 28,4 | 6,30 | 180 Наивысший |
ООО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕТРОВИЧ ИНН 7802348846 Санкт-Петербург |
1 093,5 | 23 394,3 | 17,2 | 4,70 | 190 Наивысший |
ООО СТРОЙФОРМАТ ИНН 7810024468 Ленинградская область |
39,6 | 7 270,2 | - * | 4,62 | 550 Неудовлетворительный |
ООО ДОМСТРОЙКОМПЛЕКТАЦИЯ ИНН 7714916151 г. Москва |
210,2 | 8 323,4 | 36,6 | 4,57 | 234 Высокий |
ООО НВ-ТРЕЙД ИНН 2315171300 г. Москва |
21,8 | 9 240,1 | 13,8 | 2,40 | 264 Высокий |
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПАРТНЕР ИНН 7704602692 г. Москва |
27,1 | 4 670,7 | -11,2 | 2,34 | 246 Высокий |
ООО ТЕХНОНИКОЛЬ ИНН 3811066336 Иркутская область |
47,1 | 4 323,2 | -35,2 | 1,76 | 261 Высокий |
ООО РДС СТРОЙ ИНН 7710452533 г. Москва |
13,9 | 6 157,8 | 3,0 | 0,37 | 252 Высокий |
*) – расчет соотношения выручки за 2014 – 2015 г.г. ООО СТРОЙФОРМАТ не приводится в связи с отсутствием в органах государственной статистики баланса компании за 2014 год.
Среднее значение коэффициента рентабельности продаж в группе компаний ТОП-10 в 2015 году составило 8,97. Этот же показатель в группе компаний ТОП-100 составил 4,70 при среднем отраслевом значении 5,09.
Девяти компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО СТРОЙФОРМАТ присвоен неудовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i, в связи с поданным в июне 2016 г. исковым заявлением о признании компании банкротом и об участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности.

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 в 2015 году составила 88,4 млрд рублей, что на 16% больше, чем в 2014 году по сопоставимому кругу компаний. При этом суммарная чистая прибыль в этой же группе увеличилась более чем в 3 раза. По три компании из ТОП-10 (выделены красным цветом в Талице 1) допустили снижение величины чистой прибыли и (или) выручки в 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом.
В группе компаний ТОП-100 увеличение суммарной выручки за этот же период составило 41% по сопоставимому кругу компаний, при росте суммарной чистой прибыли на 13%.
У всех компаний ТОП-10, как и в отрасли в целом, наблюдаются положительные значения коэффициента рентабельности продаж. Это говорит об относительно высокой эффективности работы отрасли. Впрочем, в последние годы наметилась тенденция к замедлению темпов роста в отрасли, что подтверждается расчетными показателями (Рисунок 2) на основании сведений Федеральной службы государственной статистики.

*) прогноз на 2016 г. рассчитан исходя из средних темпов роста (снижения) за 2014-2015 г.г. и за 6 мес. 2015-2016 г.г.
Как видно на графике, выручка от продаж в приведенных видах торговли в значительной степени зависит от макроэкономических условий. При этом, согласно тем же сведениям Росстата, за 10 лет, с 2006 года по 2015 год наблюдается значительный рост выручки от продаж. Так, в оптовой торговле лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами - рост показателя в 3 раза. В оптовой торговле прочими строительными материалами - рост в 2,3 раза, а в розничной торговле строительными материалами - рост 1,5 раза.
Предприятия торговли строительными материалами в значительной степени тяготеют к крупнейшим агломерациям страны – г. Москве и Санкт-Петербургу. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших предприятий торговли строительными материалами по объему выручки за 2015 год сосредоточены в 23 регионах России.

Когда отрасль, четвертый год находящаяся в кризисе, начнет демонстрировать признаки восстановления?
Оптимистичные прогнозы не оправдались: для российского автопрома 2016 г. складывается хуже, чем предполагалось, в целом же спрос на новые легковые машины в стране падает четвертый год подряд. На этом фоне автопроизводители вынуждены повышать цены, сокращать представленный модельный ряд и корректировать производственные планы.
Высокие цены мешают восстановлению спроса. В текущем году новые автомобили на российском рынке в среднем уже подорожали на 7 процентов, а 2017 г. может ознаменоваться новым резким скачком цен, причем, несмотря на относительно стабилизировавшийся курс рубля, ожидаемое увеличение стоимости будет выше уровня инфляции и составит по разным оценкам от 4 до 7 процентов. Подорожание может быть вызвано двумя причинами, основной из которых является дешевый рубль. Даже чувствительный для потребителей рост цен за последние два года (средняя стоимость нового автомобиля в России с 2014 г. выросла примерно на 40 процентов) не отыграл темпов девальвации национальной валюты, которая по-прежнему не полностью отражена в текущих ценах. Также подорожание машин может произойти из-за затрат на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна заработать со следующего года. В первую очередь, рост цен, обусловленный внедрением данной системы, повлияет на бюджетный сегмент, где потребитель наиболее чувствителен даже к незначительным ценовым изменениям.
Без господдержки не обойтись. В 2016 г. на восстановление рынка по программам господдержки (субсидирование скидок на новые автомобили при утилизации старых машин или сдачи в трейд-ин, льготное автокредитование и льготный лизинг) из бюджета было выделено в общей сложности около 50 млрд руб. В результате, данные меры обеспечили почти половину совокупных продаж. И, несмотря на то, что полностью компенсировать рост цен на новые автомобили это не позволило, очевидно: без правительственной помощи отрасль ждало бы еще более существенное падение. С другой стороны, понятно, что действующие программы поддержки исчерпали свой потенциал и нуждаются в обновлении. Правительство уже заявило о планах по изменению их формата таким образом, чтобы поддержку могли получить категории потребителей, оставленные без внимания до этого. Речь идет о специальных льготах для социальных работников, программах «Первый автомобиль», «ОСАГО в подарок» и других. Одновременно от каких-то текущих программ могут отказаться, и главным кандидатом здесь является программа утилизации и трейд-ин. Обещание не оставить без поддержки отрасль автомобилестроения в 2017 г. дал и Президент России Владимир Путин, заявивший, что финансирование по данному направлению вновь будет выделено.
Долгосрочная стратегия. В прошлом месяце Минпромторг представил на утверждение Правительства стратегию развития автопрома. В документе предлагается до 2018 г. сохранить потенциал отрасли, используя все инструменты господдержки для создания необходимого уровня загрузки предприятий. В 2018 – 2020 гг. акценты будут сделаны на выпуске автокомпонентов, инвестировании в НИОКР и значительном росте экспорта. До 2025 г. в стране должна сформироваться конкурентная среда, в которой доля экспорта составит 30 – 50 процентов, и появится возможность формировать стратегию опережающего развития технологий. Ознакомившись с документом, вице-премьер Аркадий Дворкович назвал его сырым и незавершенным по причине отсутствия комплексного анализа рынка, конкретных мер развития отрасли, прогноза роста объемов производства и реализации. В результате представленный вариант стратегии признали неудовлетворительным и вернули на доработку. Однако уже сейчас можно констатировать начало работ по закладке фундамента долгосрочного развития отечественного автопрома.
На пути к восстановлению. Несмотря на продолжающееся падение, рынок сумел преодолеть шоковое состояние. По прогнозам аналитиков, уже в конце текущего года динамика продаж легковых машин в России может улучшиться за счет ряда благоприятных макроэкономических факторов. Эксперты отмечают замедление годовой инфляции и рост реальных зарплат, что должно способствовать увеличению продаж. Дополнительную поддержку может оказать стабильный рубль и дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ, за счет которой автокредиты станут доступнее. Что касается прогнозов на будущее, то тут эксперты крайне осторожны в своих оценках. Однако, несмотря на то, что некоторые участники рынка ожидают продолжение падения продаж, немало и тех, кто склонен верить в восстановление отрасли. Ряд аналитиков прогнозирует, что позитивные тенденции наметятся уже в 2017 г., и текущий год завершит четырехлетний цикл падения. Кардинального улучшения ситуации ждать не стоит, однако рассчитывать на положительные тенденции и рост объемов рынка приблизительно на 5 процентов можно. Важную роль в восстановлении рынка может сыграть увеличение экспортных поставок автомобилей, в том числе иностранных брендов, собранных на территории России. По прогнозам, в текущем году будет экспортировано около 60 тыс. машин, потенциал рынка позволяет рассчитывать на рост данного показателя в 2017 г. до 110 тыс. Особую роль в развитии ситуации на рынке сыграет и поддержка государства, которая в новых условиях должна стать более адресной, аргументированной и ориентированной на конкретные группы покупателей.