Статья
О национальной системе платежных карт

Согласно утвержденной Стратегии развития национальной системы платежных карт (НСПК) решением Наблюдательного совета АО «НСПК» от 06 февраля 2015 года в настоящее время проходит III этап ее реализации. В Стратегии указано, что на III этапе (2016-2018 гг.) предусматривается реализация мероприятий по насыщению продуктовой линейки НСПК актуальными платежными продуктами и сервисами, их продвижению и развитию на территории Российской Федерации. Ключевым результатом данного этапа должна стать многофункциональная продуктовая линейка платежных продуктов и сервисов НСПК, позволяющая НСПК быть конкурентоспособной по отношению к международным платежным системам.

По состоянию на сегодняшний день развитие НСПК характеризуется следующими результатами:

  • К НСПК присоединилось 380 банков, из них 100 банков выдают платежные карты «Мир». В обращении у граждан внутри России находятся более 10 млн карт. Национальной картой можно оплатить товары и услуги в 67 крупнейших торгово-сервисных компаниях — сетевых гипермаркетах, на АЗС и в ресторанах.
  • С 1 июля 2017 года в отделениях и банкоматах всех российских банков можно воспользоваться картами «Мир». Новые сотрудники бюджетных предприятий, пенсионеры, впервые обратившиеся за пенсией, начали их получение также с 1 июля. Запущенная на портале locator.mironline.ru геолокация, позволяет смотреть расположение ближайших точек обслуживания карт «Мир».
  • У платежной системы «Мир» имеются договоренности о кобейджинге с Maestro (бренд MasterCard, имеет ограниченные возможности по сравнению с основным), японской JCB, а также подписаны соответствующие соглашения с American Express и китайской Union Pay.
  • Ведутся работы по сертификации, настройкам процессинговых систем, расчетных схем и механизмов в рамках пилотного проекта НСПК и армянской платежной системой ArCa, предусматривающего взаимный прием карт национальных платежных систем в инфраструктурах двух стран: карт ArCa — в России, карт «Мир» — в Армении.

Однако, как показал опрос ВЦИОМ, население к реформе еще не готово. Согласно результатам исследования, около 70 процентов россиян пока не собираются заводить карту "Мир". Являются владельцами карты 3% опрошенных, завести карту собираются 20%. Обладателями по крайней мере одной банковской карты являются 78% граждан России.

В дальнейшем с целью развития НСПК планируется включить обязанность принимать карту «Мир» в Кодекс защиты прав потребителей. Осенью 2017 года ожидается запуск программы кэшбэк-сервиса. Согласно программе, любой держатель карты, независимо от выпустившего ее банка, расплачиваясь в России новой картой "Мир" (еда, топливо, туризм, питание и т.п.), сможет получить бонусный возврат определенного процента с покупки. Геолокация, связанная с программой лояльности, будет реализовываться как второй–третий шаг на 2018 год, так как она требует довольно сложного механизма.

Также планируется осуществить первый совместный проект международной системы Visa и национальной «Мир» (возможно первый в рамках кобейджинга Visa и «Мира») в виде новой социальной карты москвича банка ВТБ, выстраивать рабочие отношения с Вьетнамом, Объединенными Арабскими Эмиратами, странами СНГ, искать точки соприкосновения с рядом европейских стран средиземноморского побережья, в частности центральной Европы, чтобы можно было расплатиться картой "Мир" за рубежом.

После успешной реализации взаимного приема карт ArCa (Армения) и «Мир» аналогичные проекты будут реализовываться и в других странах ЕАЭС, в частности Белоруссии (платежная система «Белкарт») и Казахстане («Тенгри-карт»). Пилотные проекты в Белоруссии и Казахстане стартуют до конца 2018 года.

Факты свидетельствуют, что развития НСПК происходит в строгом соответствии с разработанной Стратегией. Перед получением платежной карты «Мир» эксперты рекомендуют убедиться в надежности банка с помощью Информационно-аналитической системы Глобас®.

Рэнкинг
Коэффициент общей ликвидности крупнейших российских предприятий по выращиванию многолетних культур

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских предприятий по выращиванию многолетних культур (винограда, цитрусовых, плодов и ягод). Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2014 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту общей ликвидности в 2015 году (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас®

Коэффициент общей ликвидности (х) рассчитывается как отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам компании и показывает достаточность средств предприятия для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рекомендуемое значение - от 1,0 до 2,0. Значение показателя менее 1,0 свидетельствует о превышении краткосрочных обязательств над текущими оборотными средствами. Таким образом, нижняя граница интервала обуславливается необходимостью обеспечения достаточности оборотных средств для полного погашения краткосрочных обязательств. В противном случае предприятию грозит банкротство. Однако, значительное превышение краткосрочных средств над обязательствами может свидетельствовать о нарушении структуры капитала и нерациональном или неэффективном вложении средств.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для предприятий по выращиванию многолетних культур практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2015 г. составило от 0,36 до 2,45.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент общей ликвидности 2015 г. (К), индекс платежеспособности Глобас® крупнейших российских предприятий по выращиванию многолетних культур (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Чистая прибыль 2014 г., млн руб. Чистая прибыль 2015 г., млн руб Выручка 2014 г., млн руб Выручка 2015 г., млн руб. К (х) Индекс платежеспособности Глобас®
1 2 3 4 5 6 7
АО КОЛЛЕКТИВНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СВЕТЛОГОРСКОЕ ИНН 2323018810 Краснодарский край 51,1 136,7 356,0 476,7 7,88 156 Наивысший
НАО АГРОФИРМА ИМЕНИ 15 ЛЕТ ОКТЯБРЯ ИНН 4811004620 Липецкая область 224,7 377,0 717,8 956,0 7,59 285 Высокий
ПАО АГРОНОМ ИНН 2330018225 Краснодарский край 84,5 248,6 481,8 703,0 6,36 134 Наивысший
ООО АГРОФИРМА ЮБИЛЕЙНАЯ ИНН 2352039564 Краснодарский край 168,0 291,6 338,2 516,9 4,96 243 Высокий
ООО ФАНАГОРИЯ-АГРО ИНН 2352034020 Краснодарский край 92,2 165,0 348,2 396,4 4,67 195 Наивысший
ПАО САД-ГИГАНТ ИНН 2349008492 Краснодарский край -209,2 453,6 1 551,1 1 891,4 1,52 1199 Наивысший
НАО ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНАЯ ПЛОДОВО-ЯГОДНАЯ КОМПАНИЯ ИНН 3662070125 Воронежская область 56,3 159,4 476,4 626,3 1,15 234 Высокий
НАО АГРОФИРМА ЮЖНАЯ ИНН 2352000493 Краснодарский край 525,3 830,2 1 321,3 1 924,9 0,90 199 Наивысший
НАО СОВХОЗ ИМЕНИ ЛЕНИНА ИНН 5003009032 Московская область 391,3 1 401,3 1 415,8 958,5 0,90 210 Высокий
НАО СХП ВИНОГРАДНОЕ ИНН 2624022231 Ставропольский край 0,4 1,3 610,4 598,4 0,72 245 Высокий
Итого по группе компаний ТОП-10 1 384,5 4 064,5 7 617,0 9 048,5    
Среднее значение по группе компаний ТОП-10 138,4 406,5 761,7 904,8 3,67  
Среднее значение по отрасли 1,2 3,3 15,9 17,2 1,24  

Среднее значение коэффициента общей ликвидности в 2015 году компаний ТОП-10 выше рекомендуемых, практических и среднеотраслевых значений показателя. Показатели выше верхней границы интервала рекомендуемых значений имеют пять компаний из ТОП-10, две компании – в пределах интервала и три компаний – ниже интервальных значений (выделены желтой, зеленой и красной заливкой, соответственно, в столбце 6 Таблицы 1 и на Рисунке 1). В то же время, показатели трех последних компаний находятся в пределах практических значений.

Все компании из ТОП-10 в 2015 году увеличили показатели чистой прибыли и две компании снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом (выделены красной заливкой в столбце 5 Таблицы 1).

Рисунок 1. Коэффициент общей ликвидности и выручка крупнейших российских предприятий оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент общей ликвидности и выручка крупнейших российских предприятий оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10)

Средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности (Рисунок 2) в целом относительно стабильны и находятся в интервале рекомендуемых значений, за исключением 2009 г. и 2013 г.

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских предприятий по выращиванию многолетних культур в 2006 – 2015 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских предприятий по выращиванию многолетних культур в 2006 – 2015 годах

Всем компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.