С 19 по 20 мая 2016 года в городе Сочи проходил саммит Россия-АСЕАН. Следует подчеркнуть, что текущий год стал 20-летним юбилеем установления диалога между Россией и АСЕАН. С этим фактом и значимостью выносимых на обсуждение проблем связан приезд на саммит лидеров всех стран АСЕАН, за исключением Филиппин. Во время данного мероприятия Президент РФ встретился с каждым из них, тем самым подчеркнув важность сотрудничества России и АСЕАН и проводимого саммита.
Российский товарооборот со странами АСЕАН в 2015 году составил 13,7 млрд долларов, объем взаимных капиталовложений - 11 млрд. Сотрудничество России с АСЕАН имеет положительные результаты. Например, компании Брунея и Сингапура инвестируют в инновационную сферу России, Вьетнама - в добычу нефти и газа, Таиланда - в агропромышленный комплекс. Российский бизнес вкладывается в мирную атомную промышленность во Вьетнаме, в планах – Лаос, в добычу полезных ископаемых - в Индонезии и Мьянме, высокие технологии – в Малайзии.
Повестка саммита была насыщенной и посвящалась широкому кругу вопросов. Среди них наиболее важными являлись:
- совершенствование архитектуры региональной безопасности;
- поиск новых путей противодействия растущим угрозам международного терроризма, экстремизма, преступности;
- раскрытие экономического потенциала отношений;
- наращивание объемов товарооборота и взаимных инвестиций;
- расширение кооперации в области энергетики, транспорта и инфраструктуры, сельского хозяйства, науки и технологий;
- установление многопрофильных контактов по линии ЕАЭС-АСЕАН-ШОС.
В ходе переговоров делегаций с российским руководством со стороны партнеров просматривалось намерение форсировать установление связей в торговле, туризме, культуре, военно-техническом сотрудничестве. Такой интерес к России связан с тем, что под воздействием санкций в стране с «нефтяной» экономикой стали развиваться иные отрасли, которые интересны членам АСЕАН. В результате выросли взаимные инвестиции, товарооборот.
Саммит определил новые области роста: к энергетике добавили хай-тек, инновации, в том числе и в военной сфере, сельское хозяйство, отраслевую науку, культуру и образование. К итогам мероприятия Россия предложила «дорожную карту», закрепляющую новый этап развития в отношениях России и АСЕАН и способствующую дальнейшему росту. Она рассчитана на 3-5 лет и представляет всеобъемлющую программу сотрудничества, охватывающую все стороны взаимоотношений: 57 проектов, направленных на формирование совместных технологических и инновационных альянсов. При этом азиатские партнеры продолжают вносить в нее коррективы.
Ключевым итогом саммита аналитики считают курс, который взяли участники на «сопряжение» интеграции АСЕАН с такими же процессами в ЕАЭС и ШОС. Конечно, это повлечет изучение существующих тарифов, стандартов, правил игры, но и перспектива видится весьма значимой – это свободная торговля между странами, входящими в эти организации.
На фоне результативности экономических аспектов следует упомянуть и политический фактор. Практически история не помнит таких примеров, когда на саммит к одному из своих партнеров приезжают почти все руководители стран участников. Проведение саммита в г. Сочи в очередной раз опровергает мнение США и запада об изоляции России. В Азии понимают, что политика США ведет к расколу АСЕАН. А страны юго-восточной Азии наоборот заинтересованы в сохранении «баланса», в результате которого ни одна из стран не должна доминировать в регионе. Поэтому они стараются сотрудничать и США, и с Китаем, и с Россией. Не исключается, что идея партнерства ЕАЭС, ШОС и АСЕАН вполне может стать привлекательнее трансатлантического тихоокеанского партнерства.
* АСЕАН - Ассоциация государств Юго-восточной Азии
ЕАЭС – Евразийский экономический союз
ШОС – Шанхайская организация сотрудничества
В апреле 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 30.03.2016 №77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Изменения коснулись статей 4.5, 5.11, 29.9 и 81 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Законом введена административная ответственность за повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень нарушений, признаваемых грубыми, существенно расширен. Так, в числе прочих, к нарушениям теперь отнесены:
- регистрация в регистрах бухгалтерского учета вымышленного факта хозяйственной деятельности, а также мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета;
- ведение счетов бухгалтерского учета за рамками регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных, не содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
- отсутствие в течение установленных сроков хранения документов первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это касается также аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случаях обязательного проведения аудита.
Значительно увеличены и размеры штрафов. За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету на должностных лиц могут быть наложены штрафные санкции в сумме от 5 до 10 тысяч рублей. Ранее размеры штрафов составляли от 2 до 3 тысяч рублей. Повторное правонарушение уже грозит штрафом от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацией сроком от 1 года до 2 лет.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете увеличен теперь до 2 лет со дня совершения правонарушения. Действие нормы КоАП РФ о продлении срока давности распространяется на нарушения, совершены не ранее 10 апреля 2016 года, а также на длящиеся нарушения, обнаруженные начиная с указанной даты. Ранее срок давности составлял один год, так как несоблюдение правил ведения бухучета считалось нарушением законодательства о налогах и сборах. В соответствии с ныне действующим законодательством, в случаях истечения сроков давности, производство по делам об административных правонарушениях возбуждать нельзя, а уже начатое производство должно быть прекращено.
Необходимость предпринятых мер по усилению ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского учета становится очевидной при сопоставлении данных Федеральной налоговой службы о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей, задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему и о количестве выявленных нарушений при проведении камеральных проверок (Рисунки 1, 2, 3).
Рисунок 1. Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Российской Федерации
Анализ показывает, что при более чем полуторакратном росте поступлений в бюджет России в целом за 10 лет, меняется структура распределения бюджетных доходов. Сокращается доля поступлений в региональные бюджеты, снизившаяся на 9% в 2015 г. относительно 2010 г.
Рисунок 2. Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации
При этом наблюдается рост задолженности по налогам и сборам как перед федеральным бюджетом на 3% в 2015 г. по сравнению с 2010 г., так и, в особенности, перед региональными бюджетами - соответственно на 95% за этот же период.
Рисунок 3. Количество проведенных камеральных проверок, выявивших нарушения - всего по Российской Федерации
Кроме того, наметилась тенденция к росту нарушений налогового законодательства, что характерно для сложных экономических условий, как это наблюдалось в 2008 г. Количество нарушений продолжает оставаться на высоком уровне. Практически у каждого второго налогоплательщика при проведении камеральных проверок выявляются нарушения.