Статья
Антикризисные меры в 2016 году

В СМИ отмечается появление предварительных результатов по ряду макроэкономических показателей за 2015 год. В целом, ведущие специалисты считают, что с точки зрения экономического развития прошедший год был достаточно сложным. Страна находилась под жестким внешним как политическим, так и экономическим давлением. В результате, по предварительным итогам 2015 года, ВВП в России снизился на 3,9%. Инфляция за год составила 12,9%. Чистый отток капитала достиг $57 млрд. Промышленное производство в январе-ноябре 2015 года упало на 3,3% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, оборот розничной торговли - на 9,3%.

Для преодоления негативных тенденций в экономике России правительство реализовывало в 2015 году план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, который свою очередь рассматривался как антикризисный план. Оценка выполненных мероприятий плана показала, что удалось сделать следующее:

  • усилия были сосредоточены на поддержке наиболее уязвимых мест в экономике,
  • развернулась работа по реализации проектов импортозамещения,
  • продолжилось финансирование инновационных разработок различными компаниями на приемлемом уровне,
  • осуществлена помощь в докапитализации банков,
  • широкую финансовую поддержку получил аграрный сектор, который обеспечил прирост отрасли в 3%,
  • субсидирование ряда подотраслей, а также стимулирование кредитования, подтвердили эффективность данных антикризисных мер.

По ожидаемым итогам 2015 года положительную динамику показывали отрасли производства пищевых продуктов, кокса и нефтепродуктов, химическое производство. Достижения других отраслей обрабатывающих производств, по данным Росстата, представлены в таблице.

Таблица 1. Индексы производства по основным видам обрабатывающих производств
 Ноябрь 2015 г. в % кЯнварь-ноябрь 2015г. в % к январю-ноябрю 2014 г.
ноябрю
2014 г.
октябрю
2015 г.
Обрабатывающие производства1) 94,7 100,2 94,7
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 102,4 96,0 101,9
текстильное и швейное производство 96,2 95,3 88,0
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 95,3 89,7 87,8
обработка древесины и производство изделий из дерева 94,9 93,5 96,6
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 97,0 96,6 93,3
производство кокса и нефтепродуктов 98,2 105,2 100,1
химическое производство 105,7 96,9 106,8
производство резиновых и пластмассовых изделий 94,6 90,8 96,4
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 88,0 84,4 92,6
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 93,5 93,7 94,1
производство машин и оборудования 94,2 102,3 88,8
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 98,4 111,9 92,1
производство транспортных средств и оборудования 91,9 117,0 88,3
прочие производства 100,2 97,6 92,9

Ведущие специалисты экономического блока правительства считают, что большим потенциалом располагают автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность, жилищное строительство. Поэтому в 2016 году планируется скорректировать соответствующие программы развития, доработать вопросы финансирования, чтобы уделить больше внимания данным отраслям.

Начало 2016 года преподнесло новые сюрпризы. Мировая цена нефти опустилась ниже 30 долларов США за баррель. Ежедневно на фоне панических настроений происходил обвал фондовых рынков в мире. Официальный курс рубля к американской валюте преодолел планку в 80 рублей за доллар США. 

Как утверждают аналитики, мировая цена на нефть всё-таки уйдет из-под влияния спекулянтов и панических настроений, и к середине года должна выйти на уровень 50 долларов США за баррель. Тем не менее, экономический блок правительства уже работает над прогнозными показателями с учетом среднегодовой цены на нефть 40, 30 и 20 долларов США. Таким образом, рекомендация «о повышении эффективности работы бизнеса» приобретает еще более актуальный смысл. 

Рэнкинг
Коэффициент покрытия крупнейших автопроизводителей России

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских автопроизводителей.  

Для рэнкинга был составлен список топ-10 концернов по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.); рассчитаны динамика выручки относительно предыдущего периода и коэффициент покрытия (см. табл. 1).  

Коэффициент покрытия (х) - отношение суммы оборотных средств компании к краткосрочным обязательствам. Показывает достаточность средств предприятия для погашения краткосрочных обязательств.

Рекомендуемое значение: от 2,0 до 3,0. Если показатель меньше 1, то это свидетельствует о превышении краткосрочных обязательств над текущими оборотными средствами. 

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и в комплексе на все финансовые показатели и коэффициенты компании.

Таблица 1. Выручка, прирост выручки за год, коэффициент покрытия и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших автопроизводителей России (Топ-10)  
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2014 г.Прирост выручки к 2013 г., %Коэффициент покрытия, (х)Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i®
1 ООО Фольксваген Груп Рус
ИНН 5042059767
Калужская область 230 583 -4,4 0,7 282 высокий
2 ОАО АвтоВАЗ
ИНН 6320002223
Самарская область 189 370 8,1 0,6 295 высокий
3 ООО Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус
ИНН 7842337791
г. Санкт-Петербург 152 033 21,8 1,2 269 высокий
4 ЗАО Рено Россия
ИНН 7709259743
г. Москва 110 592 4,4 1,0 223 высокий
5 ПАО КамАЗ
ИНН 1650032058
Республика Татарстан 104 389 -2,6 1,3 252 высокий
6 ООО Эллада Интертрейд
ИНН 3906072056
Калининградская область 91 640 15,8 1,0 228 высокий
7 ООО Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус
ИНН 7801463902
г. Санкт-Петербург 85 392 7,1 2,0 219 высокий
8 ООО Автомобильный завод ГАЗ
ИНН 5250018433
Нижегородская область 59 278 -13,9 0,8 302 удовлетворительный
9 ООО Форд Соллерс Холдинг
ИНН 1646021952
Республика Татарстан 54 888 -34,7 0,8 327 удовлетворительный
10 ЗАО Автотор
ИНН 3905011678
Калининградская область 40 967 -4,4 0,8 290 высокий
 
Значение коэффициента покрытия у всех лидеров рынка, за исключением ООО Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус, не удовлетворяет рекомендуемой нижней границе приемлемого интервала (<2,0), что свидетельствует о высокой доле краткосрочных обязательств. 
 
У ряда компаний коэффициент покрытия  меньше 1 - краткосрочные обязательства  превышают текущие оборотные активы, что значительно увеличивает риски финансовой нестабильности.
 

крупнейшие автопроизводители России

Рисунок 1. Выручка и коэффициент покрытия крупнейших автопроизводителей России (Топ-10)
 
Годовая выручка компаний из списка Топ-10 по итогам 2014 г. составила 1119 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же автопроизводителей в предыдущем периоде «всего» на 0,9%. С учетом возросшей инфляции, отрасль демонстрирует негативную динамику. 
 
Выручка некоторых компаний и вовсе снизилась:  ООО Форд Соллерс Холдинг (-34,4%); ООО Автомобильный завод ГАЗ (-13,9%); ООО Фольксваген Груп Рус (-4,4%); ЗАО Автотор (-4,4%); ПАО КамАЗ (-2,6%).
 
Продажи новых легковых автомобилей (без коммерческих малотоннажных авто) по итогам 2015 г. составят порядка 1,5 млн шт., что на 37% ниже результатов 2014 г. (согласно данным «АВТОСТАТ»).
 
Рынок коммерческих автомобилей по итогам года упадет еще сильнее: в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) за 2015 г. будет продано порядка 105 тысяч машин, что на 31% меньше результата 2014 года. 
 
Рынок легковых автомобилей с пробегом по итогам 2015 г. упадет до 5 млн шт., что на 18% ниже объемов 2014 г. Не исключено, что часть покупателей новых автомобилей переориентируется в сторону автомобилей с пробегом. Объем рынка подержанных легковых автомобилей в 2016 г. составит 4,8-5,5 млн штук.
 
Средневзвешенная цена автомобиля за 9 месяцев 2015 г. была на уровне 1169 тысяч рублей, что на 18% выше аналогичного показателя прошлого года.
 
Существенную поддержку отрасли оказали государственные программы, обеспечив, по данным Минпромторга, порядка 38% продаж. По итогам девяти месяцев 2015 г. объем продаж в рамках программ стимулирования спроса – программы обновления парка, льготного автокредитования и льготного лизинга – составил 453,6 тысячи автомобилей.
 
Даже при самом благоприятном развитии ситуации продажи новых легковых автомобилей в 2016 г. не превысят 1,6 млн штук, а если события будут складываться по негативному сценарию, можно ожидать падение продаж до 1,3 млн. Государство, понимая важность автомобильной промышленности в целом для развития экономики не останется в стороне: «Правительство России приняло решение увеличить поддержку автопрома», - заявил 15 января 2016 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.