Федеральным законом от 24.03.2021 №48-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Согласно принятым поправкам с 1 января 2022 г. в России будет действовать Единый федеральный реестр турагентов, субагентов (Реестр).
В составе сведений, включаемых в Реестр будет информация:
- о наличии договоров продвижения и реализации туристских продуктов между туроператорами и турагентами, между турагентами и субагентами с указанием сфер туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм);
- о датах заключения и сроках действия таких договоров;
- о возможности или невозможности передачи турагентами исполнения поручений туроператоров на продвижение и реализацию туристских продуктов субагентам;
- реестровый номер турагента.
Данные о турагентах и субагентах будут добавляться в Реестр в автоматическом режиме на основе сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Данные о наличии договоров на продвижение и реализацию туристских продуктов, даты их заключения и сроках действия, а также указания на возможность или невозможность заключения таких договоров с субагентами будут вносится в Реестр туроператорами (турагентами) самостоятельно в срок не более трех рабочих дней со дня заключения договоров.
Это можно будет сделать в электронной форме в личном кабинете туроператора на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет.
Продвижение и реализация туристских продуктов турагентами или субагентами возможны только при условии их включения в Реестр, в противном случае предусматривается административная ответственность.
Со дня вступления изменений в законную силу предусмотрен переходный период в 180 дней для внесения всех необходимых сведений в Реестр.
Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность ознакомиться с информацией обо всех более 47 тысячах действующих в России туристических компаниях.
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей молочной продукции.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2014 – 2020* гг.) компании, осуществляющие производство молока, сливочного масла, сыров и мороженого (ТОП-1000). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистых активов является НАО ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН, ИНН 7713085659, г. Москва, производство молока (кроме сырого) и молочной продукции. В 2019 г. чистые активы составляли более 35 млрд руб.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало НАО АЛЕВ, ИНН 7302000183, Самарская область, производство молочной продукции. Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство с 27.07.2020. Недостаточность имущества в 2019 г. выражалась отрицательной величиной -2,9 млрд руб., а в 2020 г. уже -3,4 млрд руб.
За пятилетний период средние размеры чистых активов ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, с отрицательными темпами прироста (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 за пять лет имели позитивную тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2019 г. составил 33% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в производстве молочной продукции.

В целом, наблюдается тенденция к наращиванию объемов выручки, с падением темпов прироста (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли является НАО ДАНОН РОССИЯ, ИНН 7714626332, г. Москва, производство молочной продукции. Прибыль в 2019 г. составила более 6 млрд руб.
За шестилетний период показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, со снижением темпов прироста (Рисунок 5).

За шестилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом средний размер чистого убытка увеличивается. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За шестилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к снижению. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение шести лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 имели тенденцию к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За шестилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Малый бизнес
77% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-1000 в 2019 г. составляет 18,9%, что немного ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 79 регионах и распределены по территории страны неравномерно. Почти 30% от общего объема выручки 2019 г. компаний ТОП-1000 сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их возможности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Вывод
Комплексная оценка деятельности предприятий - производителей молочной продукции, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций в их деятельности в период с 2015 по 2020 гг. (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Динамика среднего размера чистых активов | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Уровень концентрации капитала | ![]() |
Динамика среднего размера выручки | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | ![]() |
Динамика среднего размера прибыли (убытка) | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 20% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Среднее значение удельного веса факторов | ![]() |
положительная тенденция (фактор),
отрицательная тенденция (фактор)
<p >(*) – данные за 2020 г. приводятся по компаниям, представившим отчетность в ФНС РФ до марта 2021 г.