Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) торговые компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года находились на относительно высоком уровне с тенденцией к снижению (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 31% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к росту (Рисунок 5).

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом средний размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к снижению (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций имеют тенденцию к снижению (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Малый бизнес
95% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 57%, что более чем в два раза выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 69 регионах. Почти 59% объема их выручки сосредоточены в г. Москве, Санкт-Петербурге и в Приморском крае (Рисунок 11).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что почти половина из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 12).

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).

По сведениям Федеральной службы государственной статистики, доля компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 2018 год составила 0,05%.
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).
— положительная тенденция (фактор),
— отрицательная тенденция (фактор).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | ![]() |
Уровень конкуренции / монополизации | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Среднее значение факторов | ![]() |
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) торговые компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2017 году составило от 2,74%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Рентабельность продаж, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО ОСТРОВ ИНН 7819025427 Санкт-Петербург |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
208 Высокий |
НАО РУССКАЯ РЫБНАЯ КОМПАНИЯ ИНН 7701174512 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
175 Наивысший |
НАО СК РИТЕЙЛ ИНН 7743703239 г. Москва Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 25.05.2016 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
240 Высокий |
ООО СК РЫБА ИНН 7743632267 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
212 Высокий |
ООО ИЗОЛА ИНН 7811445525 Санкт-Петербург |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
233 Высокий |
ООО ЛА МАРЕ ИНН 7705360936 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
233 Высокий |
ООО БЛОК ДМИТРИЯ ДОНСКОГО ИНН 3905036023 Калининградская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
216 Высокий |
ООО МАГУРОС ИНН 7736544838 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
197 Наивысший |
НАО НОРЕБО РУ ИНН 5190908693 Мурманская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
283 Высокий |
ООО БРЕМОР ИНН 7722206719 Московская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
296 Высокий |
Итого по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее отраслевое значение | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
— улучшение показателя к предыдущему периоду,
— ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого и практического значений. Три компании улучшили результат в 2017 году.

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).
