Статья
Тенденции в оптовой торговле рыбой

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) торговые компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние три года находились на относительно высоком уровне с тенденцией к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 31% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 года Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 года

Прибыль и убытки
В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к росту (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом средний размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к снижению (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций имеют тенденцию к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах

Малый бизнес
95% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 57%, что более чем в два раза выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 69 регионах. Почти 59% объема их выручки сосредоточены в г. Москве, Санкт-Петербурге и в Приморском крае (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что почти половина из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

По сведениям Федеральной службы государственной статистики, доля компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 2018 год составила 0,05%.

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).

Up — положительная тенденция (фактор), Down — отрицательная тенденция (фактор).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up5
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки down-10
Уровень конкуренции / монополизации up10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности down-5
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций down-5
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% up10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение факторов up2,9
Рэнкинг
Рентабельность продаж в торговле рыбой

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) торговые компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2017 году составило от 2,74%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности продаж, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Рентабельность продаж, % Индекс платёжеспособности Глобас
2016 2017 2016 2017 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО ОСТРОВ
ИНН 7819025427
Санкт-Петербург
up6840 down6458 up271 down242 up6,33 down5,63 208 Высокий
НАО РУССКАЯ РЫБНАЯ КОМПАНИЯ
ИНН 7701174512
г. Москва
up17592 up21426 up641 up688 down6,07 down5,36 175 Наивысший
НАО СК РИТЕЙЛ
ИНН 7743703239
г. Москва
Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 25.05.2016
up7869 up8701 down20 down15 up3,38 down3,37 240 Высокий
ООО СК РЫБА
ИНН 7743632267
г. Москва
up4254 down4250 down7 up83 down0,72 up3,10 212 Высокий
ООО ИЗОЛА
ИНН 7811445525
Санкт-Петербург
up6098 up6148 up168 down153 down2,57 up2,73 233 Высокий
ООО ЛА МАРЕ
ИНН 7705360936
г. Москва
up9881 down4417 up60 down21 down-1,15 up1,46 233 Высокий
ООО БЛОК ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
ИНН 3905036023
Калининградская область
up8058 down7072 up87 down43 down1,43 down1,30 216 Высокий
ООО МАГУРОС
ИНН 7736544838
г. Москва
up3874 up4363 up41 up9 up1,56 down1,24 197 Наивысший
НАО НОРЕБО РУ
ИНН 5190908693
Мурманская область
up5526 up6829 up27 down-22 up0,81 down-0,04 283 Высокий
ООО БРЕМОР
ИНН 7722206719
Московская область
up4714 up4757 up140 down-250 up3,78 down-2,55 296 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 up74706 down74420 up1425 down982    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up7471 down7442 up143 down98 down2,55 down2,16
Среднее отраслевое значение up121 down110 up2 down2 down2,50 up2,74

Up — улучшение показателя к предыдущему периоду, Down — ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого и практического значений. Три компании улучшили результат в 2017 году.

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли рыбой и морепродуктами в 2008 – 2017 годах