Рэнкинг
Рентабельность инвестиций крупнейших российских предприятий автодорожного строительства

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских предприятий автодорожного строительства.

Для рэнкинга были отобраны предприятия занимающиеся строительством автомобильных дорог и автомагистралей, крупнейшие по размеру выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период - 2015 год (ТОП-10). Далее компании были ранжированы по убыванию рентабельности инвестиций (Таблица 1).

Рентабельность инвестиций (%) рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и показывает отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала организации и средств, привлеченных на долгосрочной основе. На основе данного показателя можно оценить целесообразность привлечения заемных средств под определенный процент.

Нормативных значений для показателей рентабельности не предусмотрено, т.к. они изменяются в зависимости от отрасли, в которой осуществляется деятельность компании. Показатели каждой отдельной компании целесообразно рассматривать в сравнении с отраслевыми показателями.

Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность инвестиций и индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших предприятий автодорожного строительства (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., %Рентабельность инвестиций, 2015 г., %Индекс платёжеспособности Глобас-i
НАО ЮЖУРАЛАВТОБАН
ИНН 7445011899 Челябинская область
1 349,3 5 565,3 142 4 923,02 223
Высокий
НАО СМУ-ДОНДОРСТРОЙ
ИНН 6164248080 Ростовская область
71,6 2 350,3 257 96,09 225
Высокий
НАО АБЗ-ДОРСТРОЙ
ИНН 7811099353 г. Санкт-Петербург
68,6 4 702,3 145 52,47 231
Высокий
ООО СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС
ИНН 3812100526 Иркутская область
86,8 2 707,7 114 32,14 237
Высокий
ООО ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КУБАНСКОЕ
ИНН 0901050864 Карачаево - Черкесская Республика
73,5 3 511,6 112 26,23 218
Высокий
ООО СИБНА
ИНН 3808047372 Иркутская область
77,6 2 330,8 146 16,76 247
Высокий
НАО БУЕР
ИНН 7816124109 г. Санкт-Петербург
4,6 5 728,1 147 11,52 195
Наивысший
ООО САМАРАТРАНССТРОЙ
ИНН 6376021161 Самарская область
27,6 4 097,2 127 10,57 299
Высокий
ООО ТРАНСЮЖСТРОЙ-МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КОЛОННА-105
ИНН 7708811915 Белгородская область
0,5 2 603,3 505 10,54 307
Удовлетворительный
ГУП ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №3
ИНН 3329000602 Владимирская область
78,8 3 633,4 90 7,29 212
Высокий

Среднее значение рентабельности инвестиций в группе ТОП-10 крупнейших предприятий автодорожного строительства в 2015 г. составило 32,04. Этот же показатель в группе компаний ТОП-100 за тот же период составил в среднем 47,39, при среднем отраслевом значении 6,76.

Наибольшую рентабельность инвестиций в 2015 г. показало НАО ЮЖУРАЛАВТОБАН, которое является лидером в отрасли по показателям чистой прибыли и выручке. В 2015 г. предприятие оказало услуг только по государственным и муниципальным контрактам на сумму более чем 2 млрд рублей, а всего выручка составила 5 565,3 млн рублей.

Все компании рэнкинга имеют положительные значения рентабельности инвестиций, что может свидетельствовать о положительной отдаче от общего объема вложенных ими средств.

В числе трех компаний, снизивших в 2015 г. чистую прибыль, оказалось ГУП ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №3, занимающее последнюю строчку в рэнкинге. Кроме того, это предприятие снизило на 10% и объем выручки.

Девяти компаниям по совокупности финансовых и нефинансовых показателей присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО ТРАНСЮЖСТРОЙ-МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КОЛОННА-105 присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i, в связи с наличием информации о ее участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности и о незакрытых исполнительных листах.

Рисунок 1. Рентабельность инвестиций и выручка крупнейших предприятий автодорожного строительства (ТОП-10)
Рентабельность инвестиций и выручка крупнейших предприятий автодорожного строительства (ТОП-10)

Суммарная выручка предприятий ТОП-10 составила в 2015 г. 37,2 млрд рублей, что на 79% больше, чем в 2014 г. При этом суммарная чистая прибыль в 2015 г. по отношению к предыдущему периоду увеличилась более чем в два раза.

В целом отрасль демонстрирует положительную динамику производства. Так, по сведениям Федеральной службы государственной статистики (Росстат) протяженность автомобильных дорог общего пользования в России в 2015 г. составила 1480,8 тыс. км, что более чем в два раза превышает показатель 2008 г. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Протяженность автомобильных дорог общего пользования (значение показателя за год, тыс. км)
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (значение показателя за год, тыс. км)

Однако, темпы роста показателя протяженности дорог, достигшие максимального значения в 2012 г., начали снижаться.

Рисунок 3. Темпы роста протяженности дорог от года к году (%)
Темпы роста протяженности дорог от года к году (%)

При этом Росстат фиксируют в последние годы некоторый рост доли автомобильных дорог общего пользования регионального значения, отвечающих нормативным требованиям и снижение этой доли для дорог местного значения (Рисунок 4).

Рисунок 4. Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям*,(%)
Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям*,(%)

*) - Нормативные требования к состоянию дорог определены ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» с учетом ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог», утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № ИС-840-р.

Предприятия автодорожного строительства распределяются по регионам страны относительно равномерно. Так, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, в 43 регионах зарегистрированы 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 г. Наибольшее их количество зарегистрировано в следующих регионах (ТОП-11 Регионов):

РегионКоличество компаний
г. Москва 12
Санкт-Петербург 10
Ростовская область 6
Самарская область 6
Белгородская область 5
Алтайский край 4
Республика Татарстан 4
Хабаровский край 4
Иркутская область 3
Республика Башкортостан 3
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра 3

Таким образом, в 11 регионах страны сосредоточено 60% крупнейших компаний данной отрасли.

Статья
Выживут сильнейшие

Что ждет российский банковский сектор?

Волатильность валютных и сырьевых рынков, макроэкономическая нестабильность и ряд других факторов негативным образом влияют на российский финансовый сектор. Все сложнее становится выживать небольшим кредитным организациям, и по прогнозам экспертов число банков в России продолжит сокращаться. Одним из способов выживания в непростых условиях становится консолидация активов, которая, однако, имеет и негативные для банковской отрасли последствия.

Выход из кризиса. Первое полугодие 2016 г. ознаменовалось ростом доходов банков. После крайне тяжелого 2015 г., сектор начал выходить из кризиса, и за первое полугодие 2016 г. прибыль российских банков составила 360 млрд руб. – в 7 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года и за весь 2015 г. в целом. Финансовые результаты кредитных учреждений демонстрируют положительную динамику благодаря сбалансированной процентной политике, которая стимулировала рост чистого процентного дохода, а также повышению качества кредитного портфеля. Основная часть заработков банков приходится на доходы от кредитования, а также обслуживания кредитных карт и расчетных счетов.

Снижение ключевой ставки. Значительные усилия для стабилизации банковской сферы прилагает Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной, признанной журналом Euromoney лучшим руководителем среди глав центральных банков в мире в 2015 г. Одним из важных инструментов воздействия на отрасль стало регулирование ключевой ставки, резко увеличенной в декабре 2014 г. с 10,5% до 17,0%. По мере стабилизации экономической ситуации, ставка постепенно начала опускаться. В 2016 г. Банк России уже дважды понижал ключевую ставку, оба раза на 0,5%: в первый раз в июне, второй раз в сентябре – до 10,0%. И хотя, по заявлению Эльвиры Набиуллиной, дальнейшего снижение ставки в отсутствие каких-либо значимых событий на рынке в текущем году ждать не стоит, некоторые эксперты говорят, что совсем исключать такую возможность также нельзя. По мнению аналитиков, при сохранении нынешних тенденций к концу 2017 г. можно ожидать снижение ключевой ставки до 8,0%.

Два типа консолидации банковских активов. Тем не менее, сохранять рыночные позиции и не стать очередной жертвой отзыва лицензии удается все меньшему количеству банков. Одним из наиболее распространенных способов сохранения бизнеса в нынешних условиях стала консолидация банковских активов, которую можно разделить на два типа: рыночные сделки слияния и поглощения и санация. При этом рыночных сделок крайне мало (здесь следует вспомнить сделку «Бинбанка» с «МДМ Банком» и продажу банка «Возрождение» группе «Промсвязьбанка»). Наиболее распространенным вариантом консолидации стала санация, являющаяся в последние месяцы основным способом перехода прав собственности на банки. Для тех, у кого есть проблемы с капиталом, это способ получить деньги, чтобы выживать. Однако, все больше крупных игроков пытаются использовать санацию в своих интересах: расчистить собственный баланс, переведя на санируемый банк плохие или низкодоходные активы и получить крупные финансовые средства от государства. В результате значительная часть прибыли банковского сектора сегодня обеспечивается не основной деятельностью, а полученными от государства средствами на санационные сделки. Это значит, что некоторые банки получают сиюминутную выгоду и видят в этом цель консолидации, а не возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране.

Новая процедура санации. Сегодняшние темпы консолидации в банковском секторе могут сохраниться в ближайшие несколько лет. При этом действующая процедура санации через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) становится все более затратной для государства. В связи с этим в августе Центробанк принял решение кардинально изменить процедуру санации. Если раньше банки санировали через АСВ, которое искало санатора (или само занималось оздоровлением банков) и выделяло кредиты из собственного фонда, то теперь ЦБ все возьмет в свои руки. Банк России создаст дочернюю организацию – Фонд консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал проблемных банков и улучшать его показатели, и только после оздоровления такие банки будут выставлять на продажу. Кредитов на оздоровление больше не будет: деньги фонд будет давать на невозвратной основе. АСВ же при новой схеме отстранят от санации, которая стала для него слишком тяжелым бременем. ЦБ посчитал, что вхождение в капитал при санации позволит потратить на оздоровление банков в 1,6 раза меньше средств, чем на оздоровление через кредиты АСВ.

Укрепление отрасли при сохранении конкуренции. По оценкам экспертов, сегодня существует порядка 400 банков, которые не вносят вклад в качественный рост отрасли и, по большому счету, не обладают перспективами выживания. Дальнейшая консолидация банковского сектора неизбежна, и именно поэтому важно разработать эффективный механизм санации, при котором будут сохраняться те активы, которые способны принести выгоду экономике страны, а не стать дополнительным бременем. На недавней пресс-конференции Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ заинтересован в создании прозрачной, транспарентной и понятной для участников рынка процедуры санации. Именно такой инструмент нужен отрасли, как для ее укрепления, так и для сохранения конкуренции между ее участниками.