Рэнкинг
Рентабельность инвестиций авиакомпаний

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг авиакомпаний России, имеющих сертификат эксплуатанта на осуществление коммерческих воздушных перевозок (на 10 января 2014г).

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2012 год) организации. Далее предприятия первой десятки по обороту были ранжированы по убыванию рентабельности инвестиций.
Рентабельность инвестиций (%) - отношение чистой прибыли (убытка) компании к стоимости ее чистых активов. Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы чистой прибыли. Чем выше рентабельность инвестиций, тем эффективнее компания работала с активами, находящимися в ее распоряжении.

Рекомендуемых или нормативных значений по показателям рентабельности нет, так как их значения отличаются в зависимости от сферы экономики, в которой осуществляет деятельность каждая конкретная фирма. Поэтому при оценке организации следует опираться на среднеотраслевые показатели, а также ориентироваться на других игроков рынка.

Следует отметить, что рентабельность инвестиций помогает не только оценить отдачу вложенных средств, но и оценить целесообразность привлечения заемных средств под определенный процент. Так компаниям следует брать кредиты, процент по которым ниже рентабельности инвестиционного капитала. 

Таблица. Рентабельность инвестиций и объем выручки крупнейших авиакомпаний России (Топ-10)
Наименование, ИННРегионОборот 2012, млн рублейРентабельность инвестиций, (%)Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Оренбургские авиалинии
ИНН 5638057840
Оренбургская область 17 603 73,6 226 (высокий)
2 ОАО Авиакомпания Россия
ИНН 7810814522
г.Санкт-Петербург 27 969 47,5 282 (высокий)
3 ОАО Авиакомпания Сибирь (S7 Airlines)
ИНН 5448100656ИНН 1435149030
Новосибирская область 55 864 26,2 206 (высокий)
4 ООО Глобус
ИНН 5448451904
Новосибирская область 11 308 24,3 233 (высокий)
5 ООО АВИАКОМПАНИЯ ВОЛГА-ДНЕПР
ИНН 7328510118
Ульяновская область 12 068 19,3 254 (высокий)
6 ОАО Авиакомпания Уральские авиалинии
ИНН 6608003013
Свердловская область 23 102 17,2 183 (наивысший)
7 ОАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР
ИНН 7204002873
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра 72 501 13,5 223 (высокий)
8 ОАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ
ИНН 7712040126
г.Москва 177 906 9,6 199 (наивысший)
9 ОАО Авиационная компания ТРАНСАЭРО
ИНН 5701000985
г.Санкт-Петербург 97 610 3,4 224 (высокий)
10 ОАО Авиакомпания Якутия
ИНН 1435149030
Республика Саха (Якутия) 11 961 0,8 232 (высокий)

Совокупный оборот Топ-10 крупнейших авиакомпаний России по итогам 2012 года составил 507,9 млн руб., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 22,5%, что является положительной тенденцией. При этом среднее значение показателя рентабельность инвестиций для крупнейших авиаперевозчиков России по итогам 2012 года составило 23,5%.

На первой строчке рэнкинга расположилось ОАО Оренбургские авиалинии со значением рентабельности инвестиций 73,6%, что более чем в три раза превышает среднее значение показателя для лидеров, что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате. Т.е. у компании больше альтернатив для привлечения заемных средств и их дальнейшего использования с выгодой для себя. Кроме того компании был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что также характеризует ее как финансово устойчивую.

 

Инвестиции авиакомпаний

Рисунок. Рэнкинг рентабельность инвестиций (%) и объем выручки, крупнейших авиакомпаний России (Топ-10)

Компании ОАО Авиакомпания Россия, ОАО Авиакомпания Сибирь (S7 Airlines) и ООО Глобус тоже продемонстрировали значения рентабельности инвестиций выше, чем средний показатель для лидеров отрасли, что свидетельствует об эффективном использовании компаниями имеющихся у них в распоряжении средств. Всем трем организациям был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®.

Лидер отрасли по обороту - ОАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ, расположился лишь на восьмой строчке рэнкинга с показателем рентабельности инвестиций - 9,6%. Однако предприятию все равно был присвоен наивысший индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что характеризует ее как наиболее привлекательную для инвестиций. Данный вывод в очередной раз подтверждает правило, что для объективной оценки компании необходим комплексных подход с использованием в оценке, как финансовых, так и нефинансовых показателей.

Статья
Госкомпании обязали увеличить долю закупок у малого бизнеса

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в декабре 2013 года утвердил список директив для представителей России в совете директоров компаний с государственным участием, закупочная деятельность которых попадает под федеральный закон, регулирующий госзакупки.

Утвержденные правила были разработаны Минэкономразвития и распространяются на любых физических лиц, включая госслужащих и иностранных специалистов, представляющих интересы страны в наблюдательных советах открытых акционерных обществ с долей государства более 50%.

В соответствии с принятыми поправками, члены наблюдательных советов госкорпораций-заказчиков теперь обязаны не только привлекать для аудита закупок представителей малого и среднего бизнеса, но и содействовать их эффективному участию в системе торгов. Заказчики должны вернуть залог за обеспечение заявки участникам закупок малым и средним предприятиям в срок не более одной недели, успеть подписать договор с победителем конкурса за 20 дней и оплатить работу подрядчика в течение десяти дней после подписания всех необходимых документов. Кроме того, представители малого и среднего бизнеса получат право выбора между банковской гарантией и денежным обеспечением по выплате залога за обеспечением заявки конкурса.

Однако нововведениям не рады как представители госкорпораций, так и малого бизнеса. На сегодняшний день в качестве главной проблемы специалисты отмечают непрозрачность госконтрактов. Так, по подсчетам экспертов Национальной ассоциации институтов закупок, из более чем двухсот тендеров общей стоимостью 0,5 триллиона рублей лишь малую часть можно считать полностью прозрачными. Разница между максимальной ценой госконтракта и «конкурентным» предложением в большинстве случаев меньше 1%. В качестве причины эксперты отмечают заточенность конкурсной документации под конкретного поставщика, при этом около 57% госконтрактов заключены с единственным поставщиком.

Главная цель предложенных нововведений – повысить долю закупок, приходящуюся на представителей малого и среднего бизнеса. Премьер отмечает, что на сегодняшний день удельный вес малого и среднего бизнеса в таких закупках составляет 10%, что не отражает его роли в экономике страны. В соответствии с ориентирами, заложенными в «дорожной карте» к 2018 году его доля в структуре госзакупок должна составлять не менее 25%, а доля прямых закупок (без посредников) должна увеличиться с 2 до 10%. По мнению Дмитрия Медведева, подобные меры позволят сделать систему закупок крупнейших компаний страны более прозрачной.