Статья
Фирмам, работающим по схеме трансфертного ценообразования, грозят налоговыми проверками

После прошлогоднего принятия законодательства, направленного на регулирование трансфертного ценообразования в вопросах исчисления налоговой базы (Раздел V-1 Налогового кодекса РФ), фискальные органы всерьез взялись за проверку предприятий, использующих подобную схему уплаты налогов.

Федеральная налоговая служба (ФНС) уже с конца 2013 года начала проводить проверки около 300 компаний. В наступившем году работа продолжится. С таким заявлением выступил глава ФНС Михаил Мишустин.

Напомним, что трансфертная цена – это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов путем снижения их базы.

У крупнейших налогоплательщиков есть возможность заранее согласовать с налоговиками принципы ценообразования таких сделок, подписав с ФНС соглашение, в котором обозначаются позиции сторон относительно порядка определения и применения методов ценообразования по конкретным сделкам между взаимозависимыми лицами. Тем самым снимается вопрос проверки со стороны фискальных органов обоснованности рыночной цены контракта, на основании которой исчисляются налоговые обязательства. Таким образом, упрощается администрирование крупнейших налогоплательщиков и возможные издержки предприятий в связи с проведением налоговых проверок.

В других случаях, компании обязаны предоставлять в налоговые органы отчеты, подтверждающие рыночную цену сделки с аффилированными компаниями. Сформировать необходимый отчет поможет специальный модуль, содержащийся в специализированных программных продуктах Ruslana, Orbis, Amadeus европейского издателя электронных баз данных Bureau van Dijk (BVD). Кроме того, агентство Крединформ разрабатывает собственный модуль по трансфертному ценообразованию, релиз намечен на 2014 год.

Рэнкинг
Соотношение обязательств и активов предприятий, предоставляющих услуги водного пассажирского транспорта

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг соотношения обязательств и активов российских компаний, предоставляющих услуги водного пассажирского транспорта. Для исследования были выбраны крупнейшие по обороту за последний имеющийся в Статистическом реестре период (2012 год) компании данной отрасли. Далее предприятия первой десятки по обороту были ранжированы по возрастанию значения показателя соотношение обязательств и активов, а при одинаковых значениях по возрастанию значений индекса платежеспособности ГЛОБАС-i®.

Соотношение обязательств и активов демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет займов и рассчитывается как отношение совокупных заемных средств к валюте баланса. Данный коэффициент относится к группе показателей финансовой устойчивости. Под финансовой устойчивостью предприятия понимается такое состояние финансов, которое гарантирует её постоянную платежеспособность и является одним из ключевых факторов выживаемости компании и фундаментальной основой её стабильности. В экономической практике принято рекомендуемое значение коэффициента соотношение обязательств и активов от 0,2 до 0,5.

Соотношение обязательств и активов и индекс платежеспособности крупнейших по обороту предприятий, предоставляющих услуги водного пассажирского транспорта в России, топ-10
Наименование, ИННРегионОборот 2012, млн рублейСоотношение обязательств и активов, (х)Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО ПортМарина
ИНН 2540155242
Приморский край 116 0,17 255 (высокий)
2 ООО Пассажирский Флот
ИНН 4723003201
Ленинградская область 508 0,17 259 (высокий)
3 ОАО Самарский речной порт
ИНН 6317023569
Самарская область 390 0,31 222 (высокий)
4 ООО Судоходная компания Якутск
ИНН 1435130134
Республика Саха (Якутия) 442 0,46 229 (высокий)
5 ОАО Ярославский речной порт
ИНН 7607001209
Ярославская область 315 0,53 270 (высокий)
6 ОАО Архангельский речной порт
ИНН 2901011040
Архангельская область 174 0,89 279 (высокий)
7 ООО Черноморские Скоростные Линии
ИНН 2304047188
Краснодарский край 287 0,92 276 (высокий)
8 ОАО Речной Порт Сарапул
ИНН 1827018020
Удмуртская Республика 281 0,95 291 (высокий)
9 ЗАО Морская Компания Сахалин - Курилы
ИНН 6509007063
Сахалинская область 114 1,12 238 (высокий)
10 ОАО Салехардский речной порт
ИНН 8901001660
Ямало - Ненецкий автономный округ 152 1,17 305 (удовлетворительный)

Первую и вторую строчку рэнкинга заняли ООО ПортМарина и ООО Пассажирский Флот. Компании имеют одинаковые значения коэффициента соотношение обязательств и активов – (0,17), что практически соответствует рекомендуемым значениям, что говорит о том, что компании достаточно рационально используют собственные и заемные средства. Обеим компаниям был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®.

Соотношение обязательств и активов и индекс платежеспособности крупнейших по обороту предприятий, предоставляющих услуги водного пассажирского транспорта в России, топ-10 

Соотношение обязательств и активов предприятий, оказывающих услуги водного пассажирского транспорта, топ-10

У двух компаний рэнкинга ОАО Самарский речной порт и ООО Судоходная компания Якутск значения показателя соотношение обязательств и активов находится в рамках рекомендуемых значений, что свидетельствует о том, что компании рационально подходят к формированию своего бюджета. Обеим компаниям был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что также характеризует их как финансово устойчивые.

Соотношения обязательств и активов предприятий ОАО Архангельский речной порт, ООО Черноморские Скоростные Линии и ОАО Речной Порт Сарапул существенно выше рекомендуемых значений, но не превышающие единицу. Подобное соотношение говорит о приближающейся тенденции к уравниванию суммы займов, кредитов и кредиторской задолженности всем активам предприятий. При этом компаниям был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о способности компаний своевременно и в полном объеме погашать свои финансовые обязательства.

Значение показателя соотношение обязательств и активов компаний ЗАО Морская Компания Сахалин – Курилы и ОАО Салехардский речной порт превышает единицу, что говорит о том, что компании злоупотребляют заемными средствами. Менеджменту организаций следует чётко следить за соотношением активов и всех своих займов и кредитов, т.к. значительное превышение обязательств может пошатнуть финансовую устойчивость предприятия. Однако, компании ЗАО Морская Компания Сахалин – Курилы был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что характеризует компанию как финансово устойчивую и в очередной раз подтверждает правило, что для объективной оценки компании необходимо рассматривать совокупность финансовых и нефинансовых факторов.