Статья
Поможет ли фискальная девальвация российской экономике?

Прямые налоги предлагают сократить за счет увеличения косвенных

К вопросу фискальной девальвации Минфин в 2016 г. обращался неоднократно. Новые предложения по налоговой системе направлены на сокращение прямых налогов и сборов, в первую очередь социальных, и увеличение косвенных – НДС и акцизов.

Под фискальной девальвацией понимают снижение прямых налогов, влияющих на стоимость производства (страховые взносы за работников, налог на прибыль), за счет увеличения налогов на конечное потребление, устанавливаемых в виде надбавки к цене или тарифу, таких как НДС (такие налоги называют косвенными). В общем виде рост косвенного налогообложения является инструментом для достижения двух целей фискальной девальвации.

За двумя зайцами. Во-первых, фискальная девальвация направлена на поддержание экспортеров через реструктуризацию налоговой нагрузки в экономике – ставки налогов на экспорт снижаются, налоги на конечное потребление повышаются. На международных рынках товары становятся более дешевыми, прибыльность экспорта растет, одновременно привлекательности импорта снижается. Во-вторых, при помощи фискальной девальвации может быть решена проблема экономики с увеличенным общим налоговым бременем. Через повышение НДС Минфин намерен решить не только проблему низкой конкурентоспособности нетрадиционных для отечественной экономики групп экспортеров, но и проблему высокого уровня прямых налогов – в первую очередь социальных сборов, уплачиваемых работодателем. Нагрузка на фонд оплаты труда в России в настоящее время крайне высока, и очевидно, что ее необходимо снижать. Однако ее снижение означает сокращение поступлений в бюджет, восполнить которые позволят косвенные налоги, в первую очередь НДС. Как именно будет увеличиваться НДС, пока не решено. Минфин выступает с различными инициативами, в том числе предлагая ввести косвенную налоговую нагрузку на «роскошное потребление», которое осуществляется узкой группой населения, и потребление вредных продуктов (сахаросодержащие напитки, пальмовое масло).

Из тени на свет. Глава Минфина Антон Силуанов обращает внимание на еще одно важное преимущество, которого можно добиться при помощи фискальной девальвации. По его словам, снижение прямого налогообложения за счет увеличения косвенного будет способствовать выходу из теневого сектора экономики тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Выравнивание баланса между НДС и страховыми взносами будет выгодно не только бизнесу, но и трудоспособному населению, так как снизит налоговую нагрузку на зарплаты.

Эффективный инструмент. Перенос налогового бремени с экономических ресурсов на потребление – это общемировая тенденция, увеличивающая стимулы для активного использования капитала и труда. При этом нужно помнить, что налоговая система является крайне чувствительной, и любые ее изменения должны быть продуманы тщательным образом. Последние заявления Антона Силуанова дают понять, что Минфин от идеи фискальной девальвации отказываться не собирается, однако и реализовать ее раньше 2018 г. не удастся, иначе это пойдет вразрез с мораторием, введенным Владимиром Путиным, на увеличение до указанного срока налоговой нагрузки на бизнес. На 2017 г. главой государства анонсирована дискуссия по налоговой системе РФ, по результатам которой будут определены возможности корректировки системы на длительную перспективу. Увеличение косвенного налогообложения – вопрос долгосрочной стратегии, на разработку которой требуется время и совместная работа нескольких министерств. Только предложенное по результатам данной работы комплексное решение может стать действительно эффективным инструментом экономического роста.

Статья
Вступает в силу Федеральный закон, регулирующий деятельность коллекторов

В нашей публикации от 25.04.2016 «Законопроект о коллекторской деятельности» мы подробно останавливались на истории возникновения проекта закона. За прошедший период закон был принят и подписан Президентом РФ 3 июля 2016 года. Таким образом, Федеральный закон №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» вступит в силу с 1 января 2017 года.

Законом установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц. Принципиальным положением закона является то, что коллекторская деятельность должна являться основным видом деятельности организации.

Применение физической силы и угрозы ее применения, причинение вреда здоровью и имуществу, оказание психологического давления и введение в заблуждение граждан законом запрещено напрямую. Общаться с должником по телефону коллектор может не более двух раз в неделю, а проводить личные встречи - не чаще одного раза в неделю. Помимо этого, запрещено общение с должником в ночные часы. Коллекторы не имеют право скрывать используемые ими номера телефонов и адреса электронной почты.

Контролировать работу коллекторов будет Федеральная служба судебных приставов, которая наделена полномочиями по ведению Реестра юридических лиц, основной деятельностью которых является возврат просроченной задолженности. Согласно Закону, без регистрации в этом реестре вести деятельность по возврату задолженностей запрещается.

Таким образом, сферы деятельности по принудительному и непринудительному взысканию задолженностей будут разделены между подразделениями этого федерального ведомства и коллекторскими агентствами.

Ранее, в упомянутой выше публикации, мы отмечали, что жесткие требования закона к юридическим лицам могут кардинально изменить рынок коллекторских услуг в России.

Так, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i®, число действующих организаций, имеющих в названии слова «коллекторское агентство» сократилось с 890 – в апреле с.г., до 414 – в декабре.

Как основной вид деятельности, напрямую относящийся к взысканию задолженностей - (ОКВЭД2 82.91) «Деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации», зарегистрирован у 66 компаний. Из этого числа, 79% - имеют организационно-правовую форму «Общество с ограниченной ответственностью» и оставшиеся 21% - индивидуальные предприниматели. Эти компании зарегистрированы в 28 регионах России. Их распределение по стране показано на Рисунке 1.

Распределение по регионам России компаний с основным видом деятельности, относящимся к коллекторским услугам, %
Рисунок 1. Распределение по регионам России компаний с основным видом деятельности, относящимся к коллекторским услугам, %