Статья
Российский рынок машиностроения для пищевой промышленности также нуждается в поддержке государства

За последние годы объем рынка машин и оборудования для пищевой промышленности рос вследствие увеличения спроса на продукты питания со стороны потребителей, а также увеличения импорта. Однако, анализируя данные 2009г., можно заявить о существенном снижении рынка порядка 15%. К такому выводу пришли специалисты Информационного агентства «Крединформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок машиностроения для пищевой промышленности: состояние, тенденции и перспективы его развития».
Финансово-экономический кризис не только снизил показатели ликвидности предприятий отрасли, но также негативно отразился на всей финансово-кредитной системе страны, что существенно затруднило развитие производства пищевого машиностроения за счет привлечения заемных средств.
К основным проблемам отрасли можно отнести также износ производственных мощностей предприятий пищевой промышленности, который составляет свыше 70%. Устаревшее оборудование требует скорейшей замены, однако, очевидно, что денег у производителей для этого недостаточно. Нехватка средств, в свою очередь, тормозит развитие новых технологий, инноваций. Без всякого сомнения, без государственной поддержки отрасли не обойтись.
Правительство России, обеспокоившись большой зависимостью страны от импортных продуктов питания, выделило 107,6 млрд. рублей на поддержку сельского хозяйства в рамках недавно подписанной Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Из выделенных средств около 80 млрд. будет направлено на субсидирование кредитных ставок, но большая часть пойдет на обслуживание ранее выданных кредитов. Таким образом, при условии сохранения роста спроса в сфере пищевой промышленности и продолжения политики протекционизма со стороны государства, можно строить позитивные прогнозы в отношении дальнейшей судьбы российского машиностроения для пищевой промышленности.

Статья
Рынок машиностроения легкой промышленности отличает высокая импортозависимость

Развитие импортозамещения на российском рынке машиностроения легкой промышленности возможно только через увеличение выпуска отечественными производителями качественной продукции. К такому заключению пришли специалисты Информационного агентства «Крединформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование "Рынок машиностроения легкой промышленности в России: состояние, тенденции и перспективы его развития".
Российский рынок машиностроения легкой промышленности является динамичным. Наибольший прирост емкости был отмечен в докризисном 2008 году на уровне 11%. А в целом, по сравнению с 2006 годом, в 2009 году емкость сократилась на 3,3%, рынок прирастает за счет импорта. За исследуемый период 2006-2009гг. среднегодовой рост составил 98,8%. Наибольшую долю на рынке, занимает сегмент оборудования для текстильной промышленности – около 65%.
Крупнейшие российские производители машин и оборудования для легкой промышленности представлены практически во всех федеральных округах России – в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном и Уральском федеральных округах. Предприятия сконцентрированы в Ивановской, Московской, Владимирской, Костромской, Свердловской областях, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге и других областях.
В России в последние годы государством предпринимаются меры по нормализации ситуации во всей легкой промышленности. Так, среди наиболее значимых инструментов государственной поддержки можно назвать отмену пошлин на технологическое оборудование, ввозимое в Россию; отмену НДС на технологическое оборудование, а также субсидирование процентных ставок Центробанка России при проведении технического перевооружения. С целью субсидирования техперевооружения легкой промышленности в бюджете в 2010 году предусмотрено около 200 млн. руб. под 2/3 ставки рефинансирования.
Разработан комплекс мероприятий по приоритетным направлениям развития легкой промышленности в России, который включает развитие текстильно-промышленных кластеров в различных областях, прежде всего в Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Волгоградской областях, техническое и технологическое перевооружение и модернизацию производственных мощностей, в том числе реализацию пилотных инвестиционных проектов и развитие кооперации.