Вестник
В каких отраслях не платят по долгам

Экспертами Информационного Агентства Credinform проведено исследование, с целью выяснить, какие из отраслей российской экономики имеют самые большие задолженности. Все действующие на территории России предприятия были объединены по соответствующим кодам ОКВЭД в 17 групп и ранжированы по уменьшению суммарной величины кредиторской задолженности. 

По данным Информационной системы «ГЛОБАС-i» Credinform в 2011 году лидером по размеру кредиторской и дебиторской задолженности стала группа предприятий оптовой и розничной торговли, а также занимающихся ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В минувшем году величина их совокупных долгов перед третьими лицами составила 9,2 трлн. руб. За этот же период сумма денежных средств, причитающихся предприятиям группы от дебиторов, составила 9,8 трлн. руб. 

На втором месте, по подсчётам экспертов, располагаются строительные компании. Сумма их временно привлечённых средств в 1,8 раз ниже (5,1 трлн. руб.), нежели совокупная кредиторская задолженность предыдущей группы. При этом дебиторская задолженность находится на допустимом уровне в 3,4 трлн. руб. На третьем месте следуют предприятия обрабатывающих производств. Это самая многочисленная по составу группа, но, несмотря на данный факт, их суммарная задолженность перед кредиторами почти вполовину меньше (4,9 трлн. руб.) чем у лидера. Однако величина дебиторской задолженности всё-таки превышает сумму долгов и составляет 4,7 трлн. руб. 

Стоит отметить, что контроль над соотношением дебиторской и кредиторской задолженности – одна из важнейших задач для управленца, т.к. значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу для финансовой устойчивости предприятий и делает необходимым привлечение займов банков. Увеличение же кредиторской задолженности ведет к тому, что организации постоянно отвлекают денежные средства из оборота на штрафы и уплату процентов по кредиту. 

Заметим, что по всем группам отраслей был зафиксирован рост их долгов перед третьими лицами по отношению к 2010 году. Единственным исключением стала группа компаний, предоставляющих услуги по ведению домашнего хозяйства. Она включает в себя деятельность частных домашних хозяйств, нанимающих различные виды домашней прислуги. Величина их задолженности составила 1, 109 млн. руб., что примерно в 9 раз меньше соответствующего показателя в 2010 году (10,350 млн. руб.). Дебиторская задолженность также снизилась до 1,409 млн. руб., что составило около 2% от задолженности контрагентов в 2010 году (65,077 млн. руб). 

Для полноты картины хотелось бы рассмотреть ещё и долговую нагрузку групп отраслей. Под долговой нагрузкой эксперты Credinform понимают суммарную величину чистого долга (рассчитывается как разница между суммой долгосрочных и краткосрочных займов и размером денежных средств), а также коэффициент долговой нагрузки (соотношение чистого долга к размеру прибыли от продаж).

В 2011 году наивысший объём долговых обязательств показали предприятия самой многочисленной группы обрабатывающего производства. Однако, учитывая, что коэффициент долговой нагрузки при этом составил 2,95, риск возникновения затруднений при погашении кредитов и займов невысок. Чего нельзя сказать о компаниях, ведущих финансовую деятельность. Несмотря на то, что по величине чистого долга эти организации оказались лишь на 4-м месте (3,3 трлн. руб.), коэффициент их долговой нагрузки составил 36,53. И это наивысший показатель среди всех 17 групп. Чем выше значение коэффициента, тем больше долговая нагрузка предприятий и, соответственно, ниже вероятность того, что компании смогут вовремя отвечать по своим обязательствам. 

Отдельного внимания заслуживают предприятия отрасли государственного управления и обеспечения военной безопасности и обязательного социального страхования, а также сферы образования, занимающие последние строчки списка. Отрицательный показатель чистого долга говорит о превышении объёма денежных средств над величиной обязательств, а коэффициент долговой нагрузки меньше нуля свидетельствует об отсутствии убытка. 

Информацию о текущем финансовом положении предприятий можно получить из ежедневно обновляемой Информационной системы ГЛОБАС-i® Credinform. Аналитические справки по исследованию отраслей российской экономики Вы можете получить, обратившись к нашим консультантам.

Статья
Эксперты Крединформ готовят к выходу новый аналитический обзор, посвященный российскому рынку фасованных сыров

Согласно предварительным данным исследования Крединформ, доля потребления фасованного сыра в России в среднем составляет 13-20% от общего потребления сыра. В больших городах эта доля значительно выше. Так, например, в Санкт-Петербурге она составляет оценочно 60%, а в Москве приближается к 80%. Наиболее емким представляется рынок Москвы, что объясняется количеством потребителей сыра и сырной продукции.

Подробную информацию об аналитическом обзоре «Рынок фасованного сыра в России» Вы можете получить, обратившись к консультантам ИА Крединформ.