Основополагающим документом, направленным на предупреждение, выявление и пресечение деяний, связанных с незаконным обращением денежных средств, является Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)» от 08 августа 2001 года, №115-ФЗ. Функция контроля за выполнением данного закона возложена на Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Результаты жесткой работы Центрального банка РФ и Росфинмониторинга привели к проявлению на финансовом рынке ряда тенденций: с одной стороны, недобросовестные клиенты стали переходить в крупные финансовые организации, где имеется возможность «потеряться» среди большого количества клиентов и финансовых операций, с другой стороны, подозрительные финансовые потоки из банков «перетекли» в небанковские кредитные организации, в силу многообразия форм их функционирования.
Росфинмониторинг в своем публичном отчете по итогам работы в 2015 году привел следующие схемы противоправной деятельности, связанной с отмыванием денег и финансированием терроризма:
- незаконное получение из бюджета денежных средств, выделяемых на поддержку секторов экономики;
- обналичивание денег через кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, почтовые переводы;
- уход от оплаты НДС при реализации драгоценных металлов и драгоценных камней как на рынке, так и через банки;
- размещение денежных средств в Негосударственных пенсионных фондах для привлечения в высокорискованные инвестиционные проекты с целью невозврата;
- участие в схеме вывода денежных средств за рубеж под видом приобретения ценных бумаг;
- использование банковских платежных агентов, факторинговых компаний как источников обналичивания денежных средств;
- откаты, полученные за использование государственного и муниципального заказов, и последующий вывод денежных средств в офшоры через аффилированные структуры (фирмы-однодневки) и другие.
Меры, которые применяет Мегарегулятор за невыполнение финансовыми организациями антиотмывочного закона, сводятся к ужесточению требований к поднадзорным организациям, лишению лицензий, обязательству платежных банковских агентов проводить денежные операции через специальные счета и другие. Например, в 2015 году были отозваны лицензии у 93 кредитных организаций, из которых отозваны лицензии исключительно за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ - у 9 банков, установлены факты нарушения 115-ФЗ - у 34 банков, факты проведения сомнительных операций - у 47 банков.
В течение 2015 года кредитные организации отказали в заключении договора – в 142 тыс. случаях, в проведении операций - 94 тыс. случаях, расторгнуто договоров банковского счета - 2,3 тыс. случаев, причем результаты в 2-3 раза превышают показатели 2014 года. В 2015 году выявлена схема обналичивания денежных средств банковскими платежными агентами и факторинговыми компаниями на общую сумму 5,6 млрд руб.
Факты мошеннических схем, статистика мер со стороны ЦБ РФ, финансовых организаций в очередной раз подтверждают необходимость для добросовестного субъекта хозяйствования проверять своего контрагента, чтобы избежать столкновения с фирмами-мошенниками и, соответственно, защитить свой бизнес от возможных потерь.
Такую помощь в проверке контрагента перед подписанием договора сотрудничества и последующем мониторинге его деятельности может оказать Информационно-аналитическая система Глобас-i. Данный продукт позволяет построить схему связей контрагента и аффилированных компаний по учредителю и руководителю и увидеть в структуре ликвидированные, новые и офшорные компании. Система Глобас-i по совокупности признаков в сведениях о контрагенте может выявить фирмы-однодневки, будущего банкрота, факты неблагонадежности и недобросовестности.
Анализ арбитражной практики поможет узнать об имеющихся прецедентах спора ФНС РФ с контрагентами по вопросам невозврата НДС, доначисления налога на прибыль, имущество, дохода на физическое лицо. Раздел в Системе Глобас-i «Исполнительные производства» отражает в определенной степени платежную дисциплину контрагента, особенно следует обращать внимание на исполнительные листы по доначислению налога. Кроме того, в Системе можно узнать и определить аффилированную связь между участниками конкурса и заказчиками, содержание лотов, а также сопоставить конкурсную цену продукции, работ и услуг победителя с рыночной и выявить другие настораживающие факторы в деятельности контрагентов.
Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших сетевых продуктовых ритейлеров России.
Для рэнкинга были отобраны крупнейшие предприятия розничной торговли продуктами питания по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 год). ТОП-10 крупнейших компаний был ранжирован по убыванию коэффициента рентабельности продаж. (Таблица 1).
Рентабельность продаж (%) - доля операционной прибыли в объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько средств остается у предприятия в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики и способности компании контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в компаниях. Поэтому следует учитывать, что при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может сильно различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Наименование, Торговая марка, ИНН, Регион | Чистая прибыль 2014 г., млн руб. | Чистая прибыль 2014 г., к 2013 г., % | Выручка, 2014 г., млн руб. | Выручка 2014 г., к 2013 г., % | Рентабельность продаж, % | Индекс платежеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|---|
ООО АШАН (© АШАН) ИНН 7703270067 Московская область |
11 934 | 109 | 313 629 | 117 | 4,93 | 219 Высокий |
ООО АГРОТОРГ (© Пятёрочка, Перекресток, Карусель) ИНН 7825706086 Санкт-Петербург |
1 089 | 64 | 116 042 | 122 | 3,80 | 250 Высокий |
НАО ТАНДЕР (© Сеть "Магнит") ИНН 2310031475 Краснодарский край |
38 151 | 130 | 830 320 | 132 | 2,21 | 212 Высокий |
НАО ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕРЕКРЕСТОК (© Перекресток) ИНН 7728029110 г. Москва |
8 760 | 115 | 583 105 | 124 | 1,29 | 222 Высокий |
ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД (© ТС "Монетка") ИНН 6674121179 Свердловская область |
1 180 | 100 | 57 854 | 119 | 0,99 | 218 Высокий |
НАО ДИКСИ ЮГ (© Дикси) ИНН 5036045205 Московская область |
1 675 | 649 | 198 420 | 163 | 0,92 | 225 Высокий |
ООО ЛЕНТА (© ЛЕНТА) ИНН 7814148471 Санкт-Петербург |
6 157 | 92 | 220 338 | 136 | 0,91 | 238 Высокий |
ООО АТАК (© ATAK) ИНН 7743543232 г. Москва |
1 388 | 107 | 58 023 | 129 | 0,83 | 220 Высокий |
ООО ТД ИНТЕРТОРГ (© "Народная 7Я семьЯ", "идеЯ", "SPAR") ИНН 7842005813 Ленинградская область |
101 | 61 | 55 897 | 133 | 0,09 | 216 Высокий |
ООО О`КЕЙ (© О’КЕY Group) ИНН 7826087713 Санкт-Петербург |
5 993 | 172 | 158 905 | 109 | -0,71 | 219 Высокий |
Лидер отрасли по годовой выручке НАО ТАНДЕР показывает рентабельность продаж 2,21% и занимает третью строчку рэнкинга.
Средняя рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10) по итогам 2014 года составила 1,52% при среднем отраслевом значении 2,36%. У занимающих первые две строчки рэнкинга ООО АШАН и ООО АГРОТОРГ значение показателя составило 4,93% и 3,80% соответственно.
ООО О`КЕЙ демонстрирует отрицательное значения рентабельности продаж. Это свидетельствует о том, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, цена недостаточно высока для покрытия всех издержек, а собственные активы компании используются не эффективно.
Все компании, попавшие в ТОП-10 закончили 2014 год с положительной динамикой выручки и с прибылью. Однако у трех компаний наблюдается снижение чистой прибыли относительно предыдущего периода.
Высокий Индекс платежеспособности Глобас-i присвоен всем компаниям ТОП-10, что указывает на их способность своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнения которых минимален.
Рисунок 1. Выручка и рентабельность продаж крупнейших предприятий розничной торговли продуктами питания (ТОП-10)
Годовая выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 года составила 2,59 трлн руб., что выше суммарного показателя в 2013 году на 28%. Показатели чистой прибыли этих компаний также демонстрируют положительную динамику. Так, суммарная чистая прибыль компаний ТОП-10, составившая в 2014 году 76,4 млрд руб., выросла на 60% относительно предыдущего года.
Розничная торговля длительное время являлась одним из драйверов роста экономики. В нынешних сложных экономических условиях, несмотря на возросшую инфляцию и снижение платежеспособного спроса, отрасль в целом продолжает демонстрировать положительную динамику с плавным снижением темпов прироста. Это подтверждается данными Росстата об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в целом по Российской Федерации (Рисунок 2, 3).
На графике наблюдается стабильный рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами, на который не оказали существенного влияния кризисные явления в экономике 2008 – 2009 г.г. и 2014 – 2015 г.г.
Рисунок 3. Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия (от года к году с 2007 г., %%)
Темпы прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами демонстрируют меняющиеся показатели от года к году, с плавным снижением начиная с 2013 года. Поквартальный анализ показывает аналогичную тенденцию. В 1-м квартале 2016 года темп прироста составил 4% относительно того же периода в 2015 году.
Для сетевой розничной торговли характерна высокая концентрация компаний в г. Москве и в крупных промышленных центрах страны с наиболее платежеспособным населением. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 год компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):
Регион | Число компаний | |
---|---|---|
1. | г. Москва | 22 |
2. | Санкт-Петербург | 9 |
3. | Московская область | 8 |
4. | Красноярский край | 4 |
5. | Нижегородская область | 4 |
6. | Республика Башкортостан | 4 |
7. | Алтайский край | 3 |
8. | Волгоградская область | 3 |
9. | Ленинградская область | 3 |
10. | Республика Татарстан | 3 |
11. | Свердловская область | 3 |
12. | Челябинская область | 3 |