Несмотря на продолжающуюся второй год рецессию (5-й квартал подряд), санкции и общее снижение деловой активности, Россия не отказывается от идеи проведения у себя дома знаковых международных экономических форумов. На данных площадках страна в сложившихся непростых условиях ведения бизнеса, в особенности с западными партнерами, стремится привлекать инвестиции. Крупнейшее из готовящихся событий – Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) состоится 16-18 июня 2016 г. и станет XX - юбилейным.
Ретроспективный анализ динамики привлеченного иностранного капитала представляет особый интерес особенно сегодня, в свете известных сложностей (см. рисунок 1). В настоящее время помимо санкций существует «рекомендуемый» запрет со стороны властей ряда иностранных государств поддерживать контакты с российскими контрагентами и государственным структурами. Это касается крупнейших зарубежных компаний и банковского сектора.
Приходится констатировать, что во многом санкционная политика имеет свои негативные последствия: по итогам 2015 г. объем прямых иностранных инвестиций (здесь и далее - ПИИ) составил «скромные» $4,8 млрд, что является самым низким показателем начиная с 2002 г. Спад привлеченных средств к уровню 2014 г. составил более 78%, а по сравнению с «докризисным» 2013 г. инвестиции «обвалились» на 93%. В предыдущий кризис 2009 г. инвестиции составили недосягаемые ныне $36,6 млрд.
При несопоставимом масштабе и структуре экономики в сравнении с 2002 г., текущая ситуация с инвестициями, очевидно, вызвана внешними административными причинами, мало сопряженными с правилами свободного рынка, движения капитала и честной конкуренции.
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций за весь период наблюдения (по данным ЦБ РФ), с 1994 г. по 2015 гг. достиг $513,9 млрд.
Не менее интересным выглядит изменение региональной структуры происхождения ПИИ (см. рисунок 2). В период с 2007 по 2013 гг. - годы, предшествующие санкциям и резкому ухудшению отношений с западом, наибольший общий объем накопленных ПИИ приходился на Кипр, Нидерланды и Люксембург.
После обострения российских геополитических отношений с Европой и США, структура происхождения ПИИ резко изменилась. По итогам 2014-2015 гг. 28% от общего объема накопленных ПИИ поступило из островного государства Багамы, 16% - из Британских Виргинских островов, на территории которых не распространяются директивы ЕС (см. рисунок 3). Республика Кипр потеряла роль ведущей страны-происхождения ПИИ в РФ.
Если рассмотреть структуру наколенных ПИИ в отраслевом разрезе (см. рисунок 4), можно выделить наиболее привлекательные сегменты российской экономики для иностранного капитала. За период 2010–2015 гг., после кризиса 2008-2009 гг., больше всего инвестиций поступило в оптовую и розничную торговлю; финансовую деятельность и страхование и обрабатывающие производства. Ведущая экспортно-ориентированная отрасль – добыча полезных ископаемых, получила лишь 14,6% общего объема накопленных ПИИ за последние 6 лет.
Некогда распространенный миф о том, что «российская нефтяная отрасль не выживет без западных инвестиций», или миф о том, что «Россия кроме первичного углеводородного сырья ничего не производит и вкладываться больше некуда», не выдерживает критики на основе фактологических данных.
В денежном выражении объем накопленных ПИИ за 2010-2015 гг. в оптовую и розничную торговлю превысил $64,7 млрд; финансовую и страховую деятельность - $51,6 млрд, обрабатывающие производства - $46,8 млрд (см. таблицу 1).
Таблица 1. Суммарный объем накопленных ПИИ по отраслям за 2010-2015 гг., $ млрд
№ | Вид экономической деятельности | млрд, $ |
---|---|---|
1 | Оптовая и розничная торговля | 64,7 |
2 | Финансовая деятельность, страхование | 51,6 |
3 | Обрабатывающие производства | 46,8 |
4 | Добыча полезных ископаемых | 35,8 |
5 | Предоставление прочих услуг | 14,3 |
6 | Строительство | 12,7 |
7 | Недвижимость | 8,9 |
- | Другое | 10,2 |
Большая часть ПИИ в обрабатывающей промышленности (см. таблицу 2) за 2010-2015 гг. направлена на вложения в производство кокса и нефтепродуктов - $20,9 млрд. Таким образом, инвестиции в предприятия, выпускающие продукт с высокой добавленной стоимостью, сопоставимы с вложениями во всю сферу добычи полезных ископаемых ($35,8 млрд).
Химическое производство занимает второе место по привлекательности для иностранных инвесторов и аккумулирует $5,4 млрд.
Таблица 2. Суммарный объем накопленных ПИИ в обрабатывающих производствах за 2010-2015 гг., $ млрд
№ | Сегменты обрабатывающих производств | млрд, $ | Доля, % |
---|---|---|---|
Обрабатывающие производства, в том числе: | 46,8 | 100 | |
1 | Производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | 20,9 | 44,6 |
2 | Химическое производство | 5,4 | 11,5 |
3 | Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 4,9 | 10,4 |
4 | Производство транспортных средств и оборудования | 4,2 | 8,9 |
5 | Производство неметаллических минеральных продуктов | 2,8 | 6,1 |
6 | Производство электрооборудования, оптики | 2,6 | 5,5 |
7 | Производство машин и оборудования | 1,9 | 4,0 |
8 | Производство резиновых и пластмассовых изделий | 1,3 | 2,7 |
9 | Обработка древесины и производство изделий из дерева | 1,1 | 2,4 |
10 | Целлюлозно-бумажное производство; издательство | 0,9 | 1,9 |
11 | Металлургическое производство | 0,5 | 1,0 |
12 | Прочие производства | 0,3 | 0,6 |
13 | Текстильное и швейное производство | 0,1 | 0,3 |
14 | Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 0,0 | 0,1 |
Среди наиболее привлекательных для ПИИ субъектов РФ на первом месте ожидаемо находится Москва, которая привлекла 57% всех ПИИ за последние пять лет, что в денежном эквиваленте составляет $115,1 млрд. Данный факт не вызывает удивления: по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i в Москве на 1 мая 2016 г. зарегистрировано 1,1 млн действующих юридических лиц из общего числа 4,8 млн зарегистрированных в России организаций.
На втором месте со значительным отрывом от столицы следует Тюменская область (без автономных округов), в которую было вложено $29,3 млрд.
Замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург. Город на Неве получил за последние 5 лет $15,4 млрд ПИИ.
В настоящее время российскому бизнесу приходится развиваться во многом за счет своей прибыли, которая падает у компаний, ориентированных на внутренний спрос. Связано это со снижением потребительской активности.
Искусственное ограничение законов движения капитала приведет к недофинансированию потенциально привлекательных секторов нашей экономики, приносящих высокую норму прибыли западному инвестору. Находясь в режиме санкций, что, по всей видимости, надолго, а также учитывая невозможность привлечения кредита внутри страны по низким процентам, Россия может столкнуться с проблемами в будущем. Во избежание усиления негативных тенденций необходимо продолжать работу по привлечению инвесторов с других рынков и ослабить денежно-кредитную политику, путем увеличения денежной массы и снижения процентных ставок.
Помимо инструментов макроэкономического характера, привлекает инвестиции через выпуск суверенных облигаций. Данное событие произошло в конце мая 2016 г. Впервые с момента введения санкций страна разместила свои евробонды на сумму $1,75 млрд, причем $1,2 млрд купили иностранные участники, около $550 млн - российские банки. Эксперты изначально ожидали ограниченный спрос среди зарубежных инвесторов в связи с тем, что в сделке не участвуют западные банки, а также учитывая тот факт, что расчеты по облигациям будут проходить через Россию, а не через ведущие международные компании. Однако общий объем книги заявок (спрос) составил около $7 млрд. Таким образом, возвращение России на международной рынок капитала можно рассматривать как достаточно успешное.
12 мая 2016 года представителями Федеральной налоговой службы от имени Российской Федерации подписано Международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. Это важное событие произошло в Пекине на форуме Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по вопросам налогового администрирования.
Глобальный стандарт для автоматического обмена налоговой информации (Common Reporting Standard - CRS) был одобрен в начале 2014 г. в рамках G20 и утвержден Советом ОЭСР в июле 2014 года Соглашение об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA) было подписано 51 юрисдикцией в октябре 2014 года. К Соглашению присоединилось уже 80 стран, среди которых такие известные офшоры как Белиз, Британские Виргинские, Бермудские и Сейшельские острова, острова Джерси и Гернси, Мэн, а также Гибралтар, Кипр, Швейцария и Нидерланды.
Обмен информацией будет осуществляться в электронной форме и начнется для России с 2018 года в отношении данных за 2017 год.
Основу информации в рамках обмена должны составить сведения о доходах налогоплательщиков, полученных от средств на банковских счетах, об остатках средств по счетам, а также о платежах с этих счетов. Российские налоговые органы смогут получать такие сведения о российских налогоплательщиках от находящихся за рубежом банков, депозитариев, брокеров, инвестиционных фондов, а также от некоторых страховых компаний.
В настоящее время такой обмен информацией осуществляется только по конкретным запросам. Федеральная налоговая служба, по ее собственным данным, в 2015 году осуществляла обмен информацией с соответствующими органами 58 иностранных государств. Объем этого обмена составил более 10 тысяч единиц.
По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i действующих российских юридических лиц с компаниями-совладельцами на Кипре насчитывается более 15 700 компаний, на Виргинских островах (Британия) - более 5 200 компаний, на Сейшельских островах – более 4 100 компаний, а также в Белизе - более 2 100 и Швейцарии – более 1 500. Для сравнения можно привести аналогичные данные по российским юридическим лица с совладельцами в странах - крупнейших европейских зарубежных деловых партнерах России: в Германии - более 3 500, в Финляндии – более 1 000, Франции – более 950. Компаний с совладельцами в Китае насчитывается более 1 100.
В связи с окончанием в июне 2016 года действия т.н. амнистии капитала Федеральная налоговая служба уже сейчас настоятельно рекомендует российским бизнесменам использовать практически последнюю возможность добровольно задекларировать зарубежные активы и счета в иностранных банках.