Вестник
Наступающий 2015 год будет годом вызовов и непростых решений

Подходит к концу 2014 год, который выдался богатым на события и поставил перед страной новые вызовы. Россия вступила в неблагоприятную стадию экономического цикла, который в среднесрочной перспективе будет находиться под воздействием экономических санкций, падения цен на нефть, девальвации рубля и ускорения инфляции. 

Негативные процессы в экономике привели к достаточно ощутимому замедлению роста потребления населения, что подтверждается сокращением оборота розничной торговли с 3,6% в I кв. до 1,8% во II кв. текущего года. А поднятие ЦБ ключевой ставки до 9,5% в будущем может заметно охладить активность на внутреннем заемном рынке. Острая геополитическая обстановка заставляет нервничать ведущих инвесторов. В настоящее время требуются серьёзные инфраструктурные решения со стороны государства, которые  сейчас как никогда актуальны.

Все это сказывается на ключевом макроэкономическом показателе – ВВП, рост которого замедляется три квартала подряд и абсолютно не соответствует потенциальным возможностям и потребностям страны по развитию существующих и новых отраслей промышленности, созданию рабочих мест в сфере услуг. 

рост ввп

Рисунок 1. Поквартальная динамика роста ВВП к соответствующему периоду прошлого года, %

 

цены на нефть brent

Рисунок 2. Динамика цен на нефть сорта Brent и курса рубля по отношению к доллару США

На фоне стремительной девальвации национальной валюты, осталось практически незамеченным историческое решение Банка России отменить с 10 ноября 2014 г. коридор бивалютной корзины и регулярные валютные интервенции. Плавающий курс, определяемый рыночными законами, - это важный шаг к свободной конвертируемости рубля, средству международных расчетов и резервов.  

«Дешевеющий» рубль испытывает огромное давление участников рынка, обусловленное снижением цен на нефть.  

С одной стороны, слабый рубль компенсирует потери бюджета от недополученной экспортной выручки, с другой - компании, привлекающие кредиты на внешнем рынке, ощутят на себе дополнительные издержки по обслуживанию подорожавших заемных средств. Большой перечень закупаемой за рубежом продукции также повысился в цене. Все это приведет к разгону инфляции и ухудшению динамики роста реальных зарплат и пенсий населения. 

Однако, несмотря на текущую геополитическую турбулентность, следует сохранять здоровый оптимизм. Наступающий 2015 год будет годом вызовов и непростых решений,  которые, в конечном счете, обозначат новые возможности развития и пути диверсификации экономики.

Рэнкинг
Коэффициент платежеспособности автозаводов

Информационное агентство Credinform предлагает ознакомиться с рэнкингом российских автозаводов. Экспертами были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в статистическом реестре период (2013 год) компании с данным видом деятельности. Далее компании были ранжированы по убыванию коэффициента платежеспособности.

Коэффициент платежеспособности рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме баланса и показывает зависимость фирмы от внешних займов. Рекомендуемое значение данного показателя: больше 0,5. Коэффициент интересен в первую очередь для инвесторов, занимающихся «длинными» вложениями, т. к. характеризует способность фирмы погасить свои долгосрочные обязательства.

Однако следует понимать, что рекомендуемые значения могут существенно отличаться как для предприятий разных отраслей, так и для предприятий одной отрасли. Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых данных.

Коэффициент платежеспособности и индекс платежеспособности автозаводов в России, Топ-10

Наименование, ИННРегионОборот 2013, млн рублейКоэффициент платежеспособности, (х)Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус
ИНН 7801463902
г.Санкт-Петербург 79 754 0,53 179 (наивысший)
2 ОАО Камаз
ИНН 1650032058
Республика Татарстан 107 221 0,52 174 (наивысший)
3 ЗАО Рено Россия
ИНН 7709259743
г.Москва 105 949 0,48 179 (наивысший)
4 ООО Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус
ИНН 7842337791
г.Санкт-Петербург 124 834 0,3 253 (высокий)
5 ООО Фольксваген Груп Рус
ИНН 5042059767
Калужская область 241 249 0,28 217 (высокий)
6 ООО Форд Соллерс Холдинг
ИНН 1646021952
Республика Татарстан 84 047 0,23 311 (удовлетворительный)
7 ОАО Автоваз
ИНН 6320002223
Самарская область 175 152 0,17 285 (высокий)
8 ООО Автомобильный Завод Газ
ИНН 5250018433
Нижегородская область 68 839 0,11 244 (высокий)
9 ЗАО Автотор
ИНН 3905011678
Калининградская область 42 839 0,08 222 (высокий)
10 ООО Эллада Интертрейд
ИНН 3906072056
Калининградская область 79 129 0,02 249 (высокий)

Прошлый год выдался неоднозначным для российского авторынка. С одной стороны в декабре 2014 года было продано рекордное число машин за всю историю отечественного авторынка – 270,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2,4% больше чем за аналогичный период 2013 года. Ажиотажный спрос в декабре прошлого года был обусловлен девальвацией рубля и падением цен на нефть. Однако, несмотря на декабрьский автомобильный бум, по итогам 2014 года российский автомобильный рынок сократился на 10,3%. При этом эксперты прогнозируют еще более существенное сокращение рынка в текущем году в связи со спадом спроса и увеличением стоимости автомобилей. При этом в зоне риска находятся компании, зависящие от импорта автомобилей и комплектующих.

Тройка лидеров рэнкинга представлена компаниями ООО Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус (значения коэффициента платежеспособности 0,53), ОАО Камаз (0,52) и ЗАО Рено Россия (0,48). При этом значения коэффициента платежеспособности данных предприятий соответствуют, или незначительно отстают от общепринятых нормативов. В подтверждении хороших результатов всем компаниям был присвоен наивысший индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит о способности предприятий своевременно и в полном объеме погашать долговые обязательства. 

Компании ООО Форд Соллерс Холдинг, единственной из Топ-10, был присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об уровне платежеспособности, не гарантирующем полное и своевременное погашение долговых обязательств. Отметим, что по итогам 2013 года совокупный оборот предприятия сократился на 10%.

Остальным компаниям рэнкинга, несмотря на низкие значения коэффициента платежеспособности по совокупности финансовых и нефинансовых показателей был присвоен высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®.

автозаводы россии

Коэффициент платежеспособности автозаводов в России, Топ-10
Спад рынка заставил ряд крупных игроков объявить о приостановке производства. Так ООО Дженерал Моторз Авто уже анонсировал приостановку производства весной текущего года почти на два месяца. ОАО Автоваз объявил о сокращении порядка 1100 управленцев разного уровня. И это далеко не полный перечень сообщений о негативных трендах в автомобильной отрасли. Так некоторые компании готовятся к сокращению производственных мощностей, однако пока занимают выжидательную позицию.
Снижение спроса и сложная ситуация на рынке заставила российских автопроизводителей (включая иностранные концерны) обратиться к правительству с просьбой принять комплекс мер по стимулированию российского автомобильного рынка. Однако их предложения были приняты лишь в ограниченном объеме. 
 
Так, правительство согласилось продлить программу утилизации, на которую выделило 10 млрд рублей с возможностью увеличения лимита. Кроме того отрасль поддержат госзакупками и субсидиями на покупку сельскохозяйственной, коммунальной и другой социально-значимой техники.
 
Вместе с тем многие меры, направленные на поддержку легкового автопрома были отклонены. Так правительство не поддержало идею возобновления программы льготного автокредитования, на что союз автомобильных дилеров просил 20 млрд рублей.
Вместе с тем экономическая ситуация может подстегнуть производителей к развитию и локализации своего производства на территории России. Так, завод ООО Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус, под Петербургом, планирует увеличить локализацию с 39% до 45% в ближайшее время. 
 
Однако процесс локализации таит в себе и подводные камни. Перенос производственных мощностей не всегда ведет к снижению себестоимости в рублевом эквиваленте, поскольку, как правило, комплектующие, используемые для сборки, являются импортными. Кроме того для реализации планов по локализации производства даже в экстренные сроки нужно время.