Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций в сфере киноиндустрии или производства, распространения и проката кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) компании отрасли (ТОП-10 и ТОП-3000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Правовые формы и недостоверность сведений
Наиболее распространенной правовой формой компаний в отрасли является общество с ограниченной ответственностью. Заметную долю составляют также непубличные акционерные общества (Рисунок 1).

По результатам проверок ФНС РФ почти у 9% компаний отрасли в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены записи о недостоверности сведений (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 31% от суммарной выручки компаний ТОП-3000. Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли. Крупнейшей компанией по объему выручки в 2016 году стало ООО СОЛЯРИС ПРОМО ПРОДАКШН – предприятие специализирующееся на съемке и производстве телевизионного контента для российских и зарубежных телеканалов; производстве и продюсировании художественных фильмов; предоставлении российским телеканалам прав на показы иностранных фильмов; управлении музыкальным телеканалом ТНТ MUSIC; развитии перспективных проектов в области интернета и мобильных технологий; открытии ресторанов премиум-класса (Рисунок 3).

Наилучшие результаты в отрасли по объему выручки за десятилетний период были достигнуты в 2011 году. В периоды кризисных явлений в экономике в 2012, 2013, 2015 годах средние отраслевые показатели снижались. В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 ведущих в отрасли предприятий в 2016 году составил 32% от суммарной прибыли компаний ТОП-3000. Лидирующую позицию по объему прибыли в 2016 году занимает ООО ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП СЕЙЛЗ ХАУС – один из крупнейших в России теле- и кинодистрибуторов (Рисунок 5).

Средние отраслевые значения показателей прибыли компаний отрасли за десятилетний период не отличаются стабильностью. Отрицательные значения показателя наблюдались в 2008 – 2009 и 2015 годах. В целом, показатели прибыли имеют тенденцию к увеличению. Наилучшие результаты отрасль показала в 2014 году (Рисунок 6).

Среди крупнейших компаний в 2015 году наблюдалось 896 убыточных предприятия или 30% в ТОП-3000. В 2016 году их количество снизилось до 837 или до 28% в ТОП-3000. При этом, на 13% снизился средний размер их убытка. По остальным компаниям ТОП-3000 средний размер прибыли снизился за этот же период на 14% (Рисунок 7).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились ниже интервала рекомендуемых значений – от 1,0 до 2,0, за исключением 2008 года (Рисунок 8). В целом показатель коэффициента имеет тенденцию к снижению.
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Коэффициент платежеспособности (отношение суммы собственного капитала к балансовой сумме) показывает зависимость компании от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5. Значение коэффициента ниже минимального значения означает сильную зависимость от внешних источников получения средств.
Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической Cистеме Глобаc-i расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний в сфере киноиндустрии практическое значение коэффициента платежеспособности составило в 2016 г. от 0 до 0,85.
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента находились ниже рекомендуемого и в интервале практических значений (Рисунок 8).
В целом показатель коэффициента имеет тенденцию к снижению.

В течение десяти лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций, с тенденцией к снижению. В 2008 – 2009 годах показатели снижались до отрицательных значений (Рисунок 9). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Относительно стабильными, с тенденцией к некоторому снижению, были показатели коэффициента рентабельности продукции (услуг) (Рисунок 9). Коэффициент рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства.

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
Коэффициент оборачиваемости собственных средств рассчитывается как отношение выручки к среднегодовой сумме собственного капитала и показывает интенсивность использования всей совокупности активов.
За десятилетний период оба коэффициента деловой активности в целом демонстрировали тенденцию к росту (Рисунок 10).

Структура производства и услуг
Наибольшая часть компаний из ТОП-3000 специализируется на производстве кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (Рисунок 11).

Динамика активности бизнеса
За 25-летний период количество зарегистрированных компаний из ТОП-3000 распределяется по годам их основания неравномерно. Наибольшее число компаний отрасли было основано в 2014 году. В целом наблюдается тенденция к увеличению количества регистрируемых компаний (Рисунок 12).

Наибольший интерес бизнеса к производству, распространению и прокату кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ проявился в период после 2010 года (Рисунок 13).

Основные регионы деятельности
Компании отрасли распределены по территории России неравномерно. Наибольшее их количество зарегистрировано в г. Москве – крупнейшем финансовом центре страны (Рисунок 14).
Компании ТОП-3000 зарегистрированы в 80 регионах России.

Наибольшее количество компаний отрасли сосредоточено в Центральном федеральном округе страны (Рисунок 15).

Доля компаний, имеющих филиалы или представительства, из числа ТОП-3000, составляет 1,2%.
Активность участия в арбитражных процессах
Подавляющая часть компаний отрасли либо совсем не участвует в арбитражных процессах, либо, участвуют в них с минимальной активностью (Рисунок 16).

Индекс благонадежности
С точки зрения наличия признаков «фирм-однодневок» или неблагонадежных организаций подавляющее большинство компаний отрасли демонстрируют крайне низкий риск сотрудничества (Рисунок 17).

Индекс скоринговой оценки
Оценка финансового положения компаний отрасли показывает, что большая часть из них находится в среднем финансовом положении. Однако, доля компаний, находящихся в неустойчивом или критическом финансовом положении составляет значительную величину в 40% (Рисунок 18).

Индекс ликвидности
31% компаний отрасли показывает крайне низкий уровень риска банкротства в краткосрочном периоде. Такую же долю составляют компании с наивысшим и выше среднего уровнем риска банкротства (Рисунок 19).

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-3000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 20).

Таким образом, комплексная оценка компаний в сфере киноиндустрии, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует преобладании относительно благоприятных тенденций в отрасли.
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских предприятий киноиндустрии (компаний по производству, распространению и прокату кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ). Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 и 2015 годы) компании (ТОП-10). Далее (Таблица 1) они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продукции (услуг). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продукции (услуг) рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства. Анализ рентабельности продукции (услуг) позволяет судить о целесообразности выпуска продукции или оказания услуг. Нормативные значения для показателей данной группы отсутствуют, так как они сильно варьируются в зависимости от отрасли.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для предприятий киноиндустрии практическое значение коэффициента рентабельности продукции (услуг) в 2016 году составило от 5,62%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль, млн руб. | Рентабельность продукции (услуг), % | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2015 | 2016 | 2015 | 2016 | 2015 | 2016 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО СИНЕМАСЕТ ИНН 7814142737 Санкт-Петербург |
1 563,2 | 1 655,4 | 134,0 | 83,9 | 8,49 | 12,76 | 214 Высокий |
ООО УОЛТ ДИСНЕЙ СТУДИОС СОНИ ПИКЧЕРС РЕЛИЗИНГ ИНН 7710658679 г. Москва |
4 879,6 | 6 598,8 | 177,0 | 278,0 | 6,19 | 7,26 | 165 Наивысший |
ООО СОЛЯРИС ПРОМО ПРОДАКШН ИНН 7701380000 г. Москва |
4 748,1 | 9 577,9 | 33,8 | 21,8 | 20,58 | 6,84 | 276 Высокий |
ООО ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП СЕЙЛЗ ХАУС ИНН 7704632802 г. Москва |
4 162,0 | 5 185,6 | -1 280,4 | 468,1 | -2,57 | 6,09 | 265 Высокий |
ООО ПРОКАТНАЯ КОМПАНИЯ ФОРМУЛА КИНО ИНН 7704742724 г. Москва |
2 566,5 | 2 377,0 | 110,9 | 36,5 | 9,37 | 5,79 | 291 Высокий |
ООО РАЙЗИНГ СТАР МЕДИА ИНН 7704243411 г. Москва |
2 393,4 | 2 664,8 | 68,1 | 23,4 | 3,93 | 2,90 | 550 Неудовлетворительный |
ООО КИНОКОМПАНИЯ КАРО ПРЕМЬЕР ИНН 7704232681 г. Москва |
2 562,9 | 2 889,6 | 66,0 | 64,9 | 2,35 | 2,74 | 176 Наивысший |
НАО КИНОМАКС ИНН 7705995118 г. Москва |
3 145,1 | 3 708,6 | -126,0 | 32,1 | 2,17 | 2,49 | 236 Высокий |
НАО СИНЕМА ПАРК ИНН 7705353706 г. Москва |
4 921,5 | 5 106,7 | 80,1 | -166,0 | 1,94 | 2,47 | 550 Неудовлетворительный |
ООО КОМЕДИ КЛАБ ПРОДАКШН ИНН 7725593209 г. Москва |
2 677,8 | 3 106,5 | 0,4 | 18,0 | 1,51 | 1,78 | 266 Высокий |
Итого по компаниям ТОП-10 | 33 620,1 | 42 870,7 | -736,1 | 860,8 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 3 362,0 | 4 287,1 | -73,6 | 86,1 | 5,40 | 5,11 | |
Среднее значение по отрасли | 40,5 | 41,1 | -1,1 | 0,4 | 1,95 | 2,67 |
Среднее значение коэффициента рентабельности продукции (услуг) компаний ТОП-10 ниже практического и выше среднеотраслевого значений. Четыре компании из ТОП-10 в 2016 году увеличили показатели выручки и чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом. Остальные компании показатели выручки или прибыли снизили (выделены красной заливкой в столбцах 3 и 5 Таблицы 1).

Средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продукции (услуг) за последние 10 лет в целом находились ниже практического значения 2016 года, с тенденцией к снижению (Рисунок 2).

Восьми компаниям ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО РАЙЗИНГ СТАР МЕДИА и НАО СИНЕМА ПАРК присвоен неудовлетворительный индекс платежеспособности Глобас, в связи с наличием информации об участии в качестве ответчиков в арбитражных делах и обнаружением негативных признаков, характерных для неблагонадежных организаций.