Статья
Единое понятие государственно-частного партнёрства закреплено законом

Закон, определяющий единое понятие государственно-частного партнёрства вступит в силу с 1 января 2016.

В июле 2015 г. Президентом России подписан Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Всевозможного рода инфраструктурные проекты в форме государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП) осуществляются в России уже более 10 лет и регулируются девятью федеральными законами и целым рядом постановлений федеральных и региональных исполнительных органов власти. Региональные законы об участии субъекта РФ в государственно-частных партнёрствах приняты в 71 субъекте Федерации, однако для реализации конкретных проектов они применялись только в 18 регионах и только в Санкт-Петербурге, Томской области и Ямало-Ненецком автономном округе действует региональное законодательство, которое эксперты оценили как эффективное.

По данным «Единой информационной системы государственно-частного партнёрства в России» - официального ресурса по ГЧП созданного при поддержке Министерства экономического развития, в целом по стране в стадии практической реализации находится почти 1000 проектов в отраслях транспортной инфраструктуры и строительства, водоснабжения и  водоотведения, тепло- и электроснабжения, городского благоустройства, здравоохранения, культуры и образования, социального обслуживания, туризма, физкультуры и спорта, утилизации отходов.

Практика показала неоспоримые преимущества ГЧП, такие как перераспределение рисков, повышение роли частной инициативы, долгосрочный и стабильный характер взаимоотношений публичных и частных партнёров, уверенность в завершении проекта согласно первоначальному плану, потенциальная рентабельность и увеличение шансов участия инвесторов в крупных проектах.

Новый федеральный закон, обобщая предшествующую правовую базу и сложившуюся практику, упорядочивает правоотношения в части подготовки, заключения, исполнения и прекращения соглашений и проектов о ГЧП, в том числе на уровне муниципальных властей. 

Законом чётко описан круг государственных и частных партнёров, объектов соглашений о ГЧП; закреплены гарантии законных интересов и прав частного партнёра; регламентированы процедуры от начала разработки проектов и соглашений о ГЧП до их завершения или расторжения; определены критерии и регламент конкурсных процедур, требования к конкурсным документам; предусмотрено прямое соглашение сторон об условиях договора и порядок взаимодействия партнёра и финансирующего лица; разрешён залог объекта соглашения о ГЧП (права по соглашению) как способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом; предусмотрена потенциальная возможность возникновения права собственности частного партнёра на объект соглашения о ГЧП при условии его обременения.

Законом также внесены соотносительные изменения в целый ряд Кодексов и  Федеральных законов. Например, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируются особенности продажи объекта соглашения о ГЧП в случае возбуждения производства по делу о банкротстве в отношении частного партнёра.

Для законодательных актов о ГЧП регионального и муниципального уровней установлен переходный период до 1 июля 2016 г. для внесения в них изменений в соответствии с принятым федеральным законом. При этом уже заключённые соглашения о ГЧП могут осуществляться до их завершения по ранее приятому законодательству.

По мнению экспертов Информационного агентства Крединформ, внедрение в практику положений Закона о государственно-частном партнёрстве, являясь одним из ключевых событий для рынка, будет способствовать унификации законодательных актов о ГЧП на всех уровнях, даст возможность властям на местах принимать более взвешенные решения по проектам и повысит эффективную отдачу от них в виде дополнительных инвестиций, увеличения налоговых сборов и создания новых рабочих мест. 

Рэнкинг
Оборот кредиторской задолженности производителей парфюмерной продукции

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг парфюмерных компаний России.

Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2013 г.) организации отрасли, ранжированные по убыванию значений оборота кредиторской задолженности.

Оборот (оборачиваемость) кредиторской задолженности (раз) - отношение средней кредиторской задолженности за период к выручке от реализации. Коэффициент показывает, сколько раз (как правило, за год) предприятие погасило среднюю величину своей кредиторской задолженности.

Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности отражает процесс погашения задолженности перед контрагентами (партнёры, поставщики, посредники и т д). Коэффициент определяет количество закрытий фирмой долгов, и рассчитывается для оценки денежных потоков, что позволяет сделать выводы об эффективности работы компании и выбранной финансовой стратегии менеджмента.

Чем выше данный показатель, тем быстрее предприятие рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более результативную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Выручка, оборот кредиторской задолженности и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших производителей парфюмерной продукции (топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2013 г.Оборот кредиторской задолженности, разИндекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Косметическое объединение Свобода
ИНН 7714078157
г. Москва 2 437 76 266
высокий
2 АО Мэзопласт
ИНН 7721025967
г. Москва 2 443 60 231
высокий
3 ООО Первое Решение
ИНН 7701298966
г. Москва 4 071 52 269
высокий
4 ОАО Фаберлик
ИНН 5001026970
г. Москва 6 383 47 158
наивысший
5 ОАО Арнест
ИНН 2631006752
Ставропольский край 4 207 47 221
высокий
6 ОАО Парфюмерно-косметическая компания Весна
ИНН 6311064600
Самарская область 2 402 37 222
высокий
7 ОАО Невская Косметика
ИНН 7811038047
г. Санкт-Петербург 9 607 34 172
наивысший
8 ООО Юникосметик
ИНН 7826704356
г. Санкт-Петербург 3 484 33 169
наивысший
9 ООО Орифлэйм Косметикс
ИНН 7704270172
г. Москва 17 212 31 276
высокий
10 ЗАО Л`Ореаль
ИНН 7726059896
г. Москва 35 624 25 221
высокий

Оборот кредиторской задолженности крупнейших производителей парфюмерии (топ-10) варьируется от 76 дней (ОАО Косметическое объединение Свобода), до 25 дней (ЗАО Л`Ореаль). Как видно из графика, чем больше годовой оборот фирмы, тем меньшее количество раз компании может закрыть свою кредиторскую задолженность пред контрагентами.

Парфюмерия Топ10

Рисунок 1. Оборот кредиторской задолженности и выручка крупнейших производителей парфюмерной продукции (топ-10)

Годовая выручка топ-10 лидеров рынка по данным последней опубликованной годовой финансовой отчетности (2013 г.) составила 87,9 млрд рублей, что выше предыдущего отчетного периода на 6,1%.

Оборачиваемость кредиторской задолженности лидера рынка парфюмерной продукции России по выручке - компании Л`Ореаль (ЗАО) находится ниже средних значений группы первой 10-ки и за год совершается в среднем 25 раз.

История L’Oréal в России началась с 1990 года, когда было создано совместное советско-французское предприятие, которое занималось производством шампуней Elsève, красок для волос Recital и духов Maroussia.

Российский филиал L’Oréal организован в 1994 г. и до 2003 г. носил название ЗАО «Русбел», в 2003 г. он был переименован в ЗАО «Л’Ореаль». Деятельность филиала началась с продвижения марки L’Oréal Paris и продукции марки Laboratoires Garnier в рамках подразделения продукции широкого спроса.

Сегодня L’Oréal в России присутствует во всех каналах дистрибуции: салонах красоты, аптеках, супермаркетах, а исключительный ассортимент марок занимает лидерские позиции во многих сегментах рынка, таких, как макияж, уход за волосами, уход за телом, парфюмерия и др.

Вторая компания отрасли - Орифлэйм Косметикс (ООО), опережает по скорости оборота кредиторской задолженности (31 раз) своего давнего конкурента.

Орифлэйм - ведущая косметическая компания на рынке прямых продаж. Продукция компании представлены в более чем 60 странах, и более чем в половине из них занимает ведущее положение на рынке.

Все участники списка Топ-10 получили наивысшей и высокий индекс платежеспособности, данное обстоятельство указывает на способность предприятий своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства, риск невыполнении которых минимален.