Статья
Должная осмотрительность и осторожность: какие документы необходимо запросить перед заключением договора с контрагентом

В последнее время в бизнес-среде стало чаще фигурировать понятие «должной осмотрительности и осторожности». Впервые о ней упомянуто в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Согласно указанному постановлению «налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без «должной осмотрительности и осторожности» и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом». 

Сегодня под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается выполнение мероприятий по проверке контрагента перед подписанием с ним первичных договоров сотрудничества. Этот процесс представляет собой комплекс мероприятий, в ходе которых необходимо убедиться в следующем: имеет ли контрагент юридическое право на деятельность, не является ли «фирмой-однодневкой», располагает ли он соответствующими финансовыми и людскими ресурсами, способен ли он практически выполнить стоящие перед ним договорные обязательства. 

Согласно письму ФНС РФ России №3-7-07/84 от 11.02.2010 в рамках проверки контрагента «налогоплательщик может обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов; свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии лицензий (если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности); приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы; информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности».

В зависимости от собранных сведений на компанию и от характера предполагающихся деловых отношений с ней не лишним будет запросить дополнительные документы. Обобщенный опыт специалистов, осуществляющих практическую работу по проверке контрагентов, показывает, что список документов, указанных выше, может быть дополнен:

  • заверенной копией паспорта руководителя организации,
  • заверенной бухгалтерской отчетностью за год, предшествующий году заключения сделки,
  • подтверждением наличия квалифицированного персонала для выполнения заявленных работ/оказания услуг,
  • рекомендательными письмами и подтверждением обобщенного опыта проектов контрагента,
  • информацией о производственных, складских, и/или торговых помещениях,
  • выпиской о движении денежных средств по расчетному счету контрагента за последние полгода и другие.

Считается, что изучение собранных сведений позволит обезопасить предпринимателя от недобросовестного контрагента, а копии полученных документов в дальнейшем могут стать доказательством выполнения комплекса мероприятий «должной осмотрительности и осторожности», например, при проведении проверки вашей компании соответствующими федеральными структурами.

Следует иметь в виду, что договор с поставщиком информационных услуг - Информационным агентством Credinform, бизнес-справка на компанию и выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, полученные из Информационно-аналитической системы Глобас-i®, могут также являться дополнительными доказательствами проявления «должной осмотрительности и осторожности».

Рэнкинг
Соотношение собственных и заемных средств крупнейших мясопроизводителей России

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий мясопереработки.  

Для рэнкинга был составлен ранжированный список Топ-10 организаций по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.). Были рассчитаны динамика выручки относительно предыдущего года, коэффициент соотношения собственных и заемных средств, индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i® (см. табл. 1). 

Соотношение собственных и заёмных средств  (%) – относительная величина соотношения заемных и собственных источников финансирования компании. Показывает степень финансовой зависимости организации. Рекомендуемое значение: <100. Если показатель отрицательный - это свидетельство того, что предприятие несет убытки.   

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Выручка, прирост выручки за год, соотношение собственных и заемных средств, индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®  крупнейших мясоперерабатывающих производств России (Топ-10)
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2014 г.Прирост выручки к 2013 г., %Соотношение собственных и заемных средств, %Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Останкинский Мясоперерабатывающий Комбинат
ИНН 7715034360
г. Москва 32 314 18,6 0,3 231 высокий
2 ПАО Черкизовский мясоперерабатывающий завод
ИНН 7718013714
г. Москва 27 233 48,0 3,9 243 высокий
3 ООО МПЗ Агро-Белогорье
ИНН 3123183960
Белгородская область 15 977 46,5 84,2 242 высокий
4 ОАО Великолукский мясокомбинат
ИНН 6025009824
Псковская область 12 293 9,9 -5,4 314 удовлетворительный
5 ЗАО Стародворские Колбасы
ИНН 3328426780
Владимирская область 11 462 32,8 4,6 225 высокий
6 ЗАО Микояновский мясокомбинат
ИНН 7722169626
г. Москва 11 382 9,0 2,3 203 высокий
7 ООО Мясокомбинат Бобровский
ИНН 3602007714
Воронежская область 9 722 82,3 44,6 204 высокий
8 ООО Инвест-Альянс
ИНН 5074028377
Калужская область 9 669 20,3 0,1 193 наивысший
9 ООО Мясокомбинат Павловская Слобода
ИНН 5017041244
Московская область 9 568 31,5 0,5 191 наивысший
10 ООО Птицекомбинат
ИНН 2631029799
Ставропольский край 9 181 13,6 39,1 229 высокий
 
Лидеры отрасли - ОАО Останкинский Мясоперерабатывающий Комбинат и ПАО Черкизовский мясоперерабатывающий завод демонстрируют критичное соотношение собственных и заменых средств: 0,3% и 3,9% соответственно. Иначе говоря, уровень долговой нагрузки у данных предприятий достаточно высок и есть вероятность того, что компании начнут жить в долг, а это чревато утратой финансовой независимости. 
 
Хорошее значение рассматриваемого коэффициента показали три компании из топового списка:  ООО МПЗ Агро-Белогорье (84,2%), ООО Мясокомбинат Бобровский (44,6%) и ООО Птицекомбинат (39,1%). Собственный капитал данных предприятий существенно превышает заемный. 
 
Отрицательный коэффициент (-5,4%) у ОАО Великолукский мясокомбинат сигнализирует его текущим или потенциальным контрагентам о высокой закредитованности предприятия, собственный капитал которого не покрывает долги (в случае их единовременного требования со стороны заемщиков).
 

Рисунок 1. Выручка и соотношение собственных и заемных средств крупнейших мясоперерабатывающих производств России (Топ-10)

Годовая выручка компаний из списка Топ-10 по итогам 2014 г. составила 148,8 млрд руб. и увеличилась за период на 28,8%, что является неплохим результатом, учитывая общее состояние российской экономики. 

Контрсанкции, введённые Россией на западную мясную продукцию, дали отечественному производителю отличный шанс нарастить выпуск мяса и мясопродуктов, увеличить свое присутствие на нашем рынке.  

По итогам 2015 г. производство мяса убойных животных выросло на 13% (2,2 млн тонн); домашней птицы на 9,6% (4,3 млн тонн); полуфабрикатов мясных на 4,4% (1,8 млн тонн).