В последнее время в бизнес-среде стало чаще фигурировать понятие «должной осмотрительности и осторожности». Впервые о ней упомянуто в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Согласно указанному постановлению «налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без «должной осмотрительности и осторожности» и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом».
Сегодня под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается выполнение мероприятий по проверке контрагента перед подписанием с ним первичных договоров сотрудничества. Этот процесс представляет собой комплекс мероприятий, в ходе которых необходимо убедиться в следующем: имеет ли контрагент юридическое право на деятельность, не является ли «фирмой-однодневкой», располагает ли он соответствующими финансовыми и людскими ресурсами, способен ли он практически выполнить стоящие перед ним договорные обязательства.
Согласно письму ФНС РФ России №3-7-07/84 от 11.02.2010 в рамках проверки контрагента «налогоплательщик может обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов; свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии лицензий (если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности); приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы; информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности».
В зависимости от собранных сведений на компанию и от характера предполагающихся деловых отношений с ней не лишним будет запросить дополнительные документы. Обобщенный опыт специалистов, осуществляющих практическую работу по проверке контрагентов, показывает, что список документов, указанных выше, может быть дополнен:
- заверенной копией паспорта руководителя организации,
- заверенной бухгалтерской отчетностью за год, предшествующий году заключения сделки,
- подтверждением наличия квалифицированного персонала для выполнения заявленных работ/оказания услуг,
- рекомендательными письмами и подтверждением обобщенного опыта проектов контрагента,
- информацией о производственных, складских, и/или торговых помещениях,
- выпиской о движении денежных средств по расчетному счету контрагента за последние полгода и другие.
Считается, что изучение собранных сведений позволит обезопасить предпринимателя от недобросовестного контрагента, а копии полученных документов в дальнейшем могут стать доказательством выполнения комплекса мероприятий «должной осмотрительности и осторожности», например, при проведении проверки вашей компании соответствующими федеральными структурами.
Следует иметь в виду, что договор с поставщиком информационных услуг - Информационным агентством Credinform, бизнес-справка на компанию и выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, полученные из Информационно-аналитической системы Глобас-i®, могут также являться дополнительными доказательствами проявления «должной осмотрительности и осторожности».
Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий мясопереработки.
Для рэнкинга был составлен ранжированный список Топ-10 организаций по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.). Были рассчитаны динамика выручки относительно предыдущего года, коэффициент соотношения собственных и заемных средств, индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i® (см. табл. 1).
Соотношение собственных и заёмных средств (%) – относительная величина соотношения заемных и собственных источников финансирования компании. Показывает степень финансовой зависимости организации. Рекомендуемое значение: <100. Если показатель отрицательный - это свидетельство того, что предприятие несет убытки.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
№ | Наименование | Регион | Выручка, млн руб., 2014 г. | Прирост выручки к 2013 г., % | Соотношение собственных и заемных средств, % | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ОАО Останкинский Мясоперерабатывающий Комбинат ИНН 7715034360 |
г. Москва | 32 314 | 18,6 | 0,3 | 231 высокий |
2 | ПАО Черкизовский мясоперерабатывающий завод ИНН 7718013714 |
г. Москва | 27 233 | 48,0 | 3,9 | 243 высокий |
3 | ООО МПЗ Агро-Белогорье ИНН 3123183960 |
Белгородская область | 15 977 | 46,5 | 84,2 | 242 высокий |
4 | ОАО Великолукский мясокомбинат ИНН 6025009824 |
Псковская область | 12 293 | 9,9 | -5,4 | 314 удовлетворительный |
5 | ЗАО Стародворские Колбасы ИНН 3328426780 |
Владимирская область | 11 462 | 32,8 | 4,6 | 225 высокий |
6 | ЗАО Микояновский мясокомбинат ИНН 7722169626 |
г. Москва | 11 382 | 9,0 | 2,3 | 203 высокий |
7 | ООО Мясокомбинат Бобровский ИНН 3602007714 |
Воронежская область | 9 722 | 82,3 | 44,6 | 204 высокий |
8 | ООО Инвест-Альянс ИНН 5074028377 |
Калужская область | 9 669 | 20,3 | 0,1 | 193 наивысший |
9 | ООО Мясокомбинат Павловская Слобода ИНН 5017041244 |
Московская область | 9 568 | 31,5 | 0,5 | 191 наивысший |
10 | ООО Птицекомбинат ИНН 2631029799 |
Ставропольский край | 9 181 | 13,6 | 39,1 | 229 высокий |
Годовая выручка компаний из списка Топ-10 по итогам 2014 г. составила 148,8 млрд руб. и увеличилась за период на 28,8%, что является неплохим результатом, учитывая общее состояние российской экономики.
Контрсанкции, введённые Россией на западную мясную продукцию, дали отечественному производителю отличный шанс нарастить выпуск мяса и мясопродуктов, увеличить свое присутствие на нашем рынке.
По итогам 2015 г. производство мяса убойных животных выросло на 13% (2,2 млн тонн); домашней птицы на 9,6% (4,3 млн тонн); полуфабрикатов мясных на 4,4% (1,8 млн тонн).