Статья
Эксперты прогнозируют повышение конкурентоспособности отечественного судостроения

В 2012 году в России, согласно аналитическому обзору Credinform «Рынок судов гражданского назначения», на воду спущено более 80 судов гражданского назначения, среди которых 22 танкера, 8 сухогрузов, 4 пассажирских теплоходов, 25 катеров  и другие. Основными заказчиками выступили пароходства, ФГУП «Росморпорт» и Федеральное агентство морского и речного транспорта. 

В прошлом году 32 судостроительные компании реализовали свои проекты в области строительства судов гражданского назначения. При этом наибольшую долю из сданных судов составили катера различного проекта. На их долю пришлось 30,9% всех реализованных по количеству судов заказов. На втором месте танкеры – 27,2%, на третьем – суда различного назначения с суммарной долей 13,6%.

Как отмечают эксперты Credinform, отрасль отечественного судостроения  рассматривается государством как одна из стратегических и приоритетных, поэтому для реанимирования судостроительной промышленности  в 2007 году в России было создано ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»  (ОСК), 100% акций которого находится в федеральной собственности.

ОАО «ОСК» является научно-производственным комплексом, объединяющим промышленные и проектно-конструкторские предприятия судостроительной промышленности, а также судоремонтные заводы. В ее состав, по данным системы ГЛОБАС-i, входит 16 проектно-конструкторских бюро и 39 судостроительных и судоремонтных предприятий.

Создание холдинга ОСК способствовало резкому ускорению акционирования предприятий отрасли, определенной ее оптимизации, началу санации активов, которые находились в тяжелом финансово-экономическом положении. В настоящее время ожидается, что ОСК будет повышать конкурентоспособность предприятий, создавать современные производственные мощности.

В конце 2012 года Правительство РФ приняло решение утвердить государственную программу «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». Программа направлена на восстановление позиций России на мировом рынке кораблестроения. Программа будет реализована в 2013 - 2030 годах в три этапа. Первый этап планируется осуществить с 2013 по 2016 год, второй - с 2017 по 2025 год и третий - с 2026 по 2030 год.

 
Рэнкинг
Соотношение заемного и собственного капитала производителей парфюмерно-косметических средств в Российской Федерации

Информационное агентство Крединформ подготовило рэнкинг «Соотношение заемного и собственного капитала производителей парфюмерно-косметических средств в РФ». Для данного рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему выручки российские производители парфюмерно-косметической продукции. Затем данные компании были ранжированы по коэффициенту соотношения заемных и собственных средств.

Соотношение заемных и собственных средств является показателем, характеризирующим пропорцию между заемными и собственными средствами, которые используются для финансирования деятельности компании, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль собственных. Рассчитывается данный показатель как отношение долговых обязательств компании (пассивов) к собственному капиталу. Его нормативное значение, согласно приказу Минэкономики России должно быть менее 0,7. В экономической литературе встречается рекомендуемое значение ≤ 1. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников финансирования (кредитов и займов) и, следовательно, потерю, финансовой устойчивости. При этом соотношение заемных и собственных средств не должно быть отрицательным.

Инвесторы используют соотношение заемных и собственных средств, прежде всего, чтобы определить риски, связанные с покупкой акций или облигаций. Чем выше это соотношение, тем выше риски, связанные с инвестированием средств в эту компанию. Поэтому компании с высоким соотношением заемных и собственных средств должны будут предложить инвесторам более высокую процентную ставку по облигациям, и, соответственно, испытывать трудности с продажей своих акций.

Соотношение заемных и собственных средств и индекс платежеспособности крупнейших производителей парфюмерно-косметических средств
Наименование ИНН борот за 2011, млн. руб. Соотношение заемных и собственных средств Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Невская косметика 7811038047 6 871,91 0,21 148 (наивысший)
2 ООО Юникосметик 7826704356 2 441,45 0,23 170 (наивысший)
3 ЗАО Л`Ореаль 7726059896 29 224,68 0,78 187 (наивысший)
4; ОАО Арнест 2631006752 5 155,38 0,83 201 (высокий)
5 ОАО Косметическое объединение Свобода 7714078157 2 547,69 1,02 187 (наивысший)
6 ОАО Фаберлик 5001026970 4 857,79 1,14 192 (наивысший)
7 ООО Концерн Калина 6685018127 12 519,74 1,87 173 (наивысший)
8 ОАО парфюмерно-косметическая компания Весна 6311064600 2 091,86 2,91 262 (высокий)
9 ЗАО Мэзопласт 7721025967 2 601,13 3,10 232 (высокий)
10 ООО Орифлэйм Косметикс 7704270172 19 114,80 9,55 306 (удовлетворительный)
 

Анализ таблицы показывает, что только у четырех компаний из десяти крупнейших производителей парфюмерно-косметической продукции: ОАО Невская косметика, ООО Юникосметика, ЗАО Л`Ореаль и ОАО Арнест коэффициент соотношения заемных и собственных средства не превышает нормативный показатель. У ОАО Косметическое объединение Свобода и ОАО Фаберлик отклонение незначительное.

Наличие высоких значений краткосрочных заемных обязательств и кредиторской задолженности привели к тому, что коэффициент соотношения заемных и собственных средств компаний ОАО Косметическое объединение Свобода, ОАО Фаберлик, ООО Концерн Калина, ОАО парфюмерно-косметическая компания Весна и ЗАО Мэзопласт превысил нормативный показатель.

Наличие непокрытого убытка по итогам 2011 г. не позволило компании ООО Орифлэйм Косметикс удержать коэффициент в пределах нормативного, поэтому он достиг значения 9,55. Негативный результат данного коэффициента наравне с наличием убытка в структуре финансовых показателей компании повлияли на оценку финансового положения компании, вследствие чего ИА Крединформ присвоило данному предприятию удовлетворительный индекс платёжеспособности.

Таким образом, при больших значениях коэффициента организация теряет финансовую независимость, и ее финансовое положение становится крайне неустойчивым. Таким организациям сложнее привлечь дополнительные займы. Соответственно компаниям следует больше внимания уделять своей долговой нагрузке.