Статья
Изменение режима налоговой тайны

Государственная Дума приняла Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», допускающий возможность для компаний выйти из режима налоговой тайны.

Правовое значение режима налоговой тайны состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, которой располагают в отношении него налоговые органы.Сведения, составляющие налоговую тайну, в отличие от всех других видов тайн, могут быть получены налоговыми органами только при осуществлении своих полномочий. Статья 102 части I Налогового кодекса РФ определяет налоговую тайну как  любые сведения о налогоплательщике получаемые налоговыми, правоохранительными, следственными, таможенным органами или органами государственных внебюджетных фондов. 

До принятых изменений, как исключение из этого общего правила, не составляли налоговую тайну сведения: 

  • ставшие общедоступными с одобрения самого налогоплательщика; 
  • об идентификационном номере налогоплательщика;
  • о нарушениях налогового законодательства  и санкциях за это; 
  • о специальных налоговых режимах, используемых налогоплательщиками и об их участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • предоставляемые налоговым, таможенным или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами или соглашениями;
  • направляемые в  избирательные комиссии по законодательству о выборах;
  • предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах; 
  • предоставляемые в органы местного самоуправления в целях осуществления контроля над полнотой и достоверностью информации для расчетов местных сборов, а так же о суммах недоимки по таким сборам.

В соответствии с введенными новым законом изменениями, режим налоговой тайны может быть снят с согласия налогоплательщика на его выбор, либо в отношении всех сведений предоставленных в налоговые органы, либо только их части. Режим налоговой тайны не распространяется на сведения, относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения этих сведений в сети Интернет. Перечень сведений, не относящихся к  налоговой тайне, дополнен данными о среднесписочной численности работников; об уплаченных суммах налогов и сборов, за исключением данных о платежах в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в качестве налогового агента; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

Сведения, не являющиеся налоговой тайной будут размещаться на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ и в дальнейшем выдаваться по запросам не будут,  за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 1 мая 2016 года и вступает в силу по истечении одного месяца с этого дня.

Экспертами высказывается мнение, что принятые изменения можно трактовать как меры, направленные на повышение прозрачности деятельности компаний и ведения бизнеса в целом, что в будущем может в некоторой степени благотворно повлиять на инвестиционную привлекательность экономики страны.

Статья
Можно ли спрятаться в офшорах?

В сегодняшних условиях все более возрастает важность обмена финансовой и налоговой информацией между государствами. Понимая это, ещё 19 июня 2013 года на встрече G20 министры финансов стран-участниц одобрили автоматический обмен подобными данными. Такой инструмент предполагает получение ФНС РФ финансовой информации от налоговых служб других стран. При этом источниками данных могут быть различные зарубежные институты (банки, депозитарии, брокеры, финансовые инвестиционные структуры, страховые компании). 

Комплекс информации включает в себя сведения о российских резидентах, имеющих свой бизнес за рубежом, а также:

  • открывающих и закрывающих банковские и иные счета; также доступны сведения о платежах по счетам и остатках на них,
  • получающих там доходы от реализации страховых продуктов, финансовых активов в виде дивидендов и процентов по заемным средствам,
  • участвующих в частных фондах, трастовых организациях и т.п. 

29 октября 2014 года представители 51-го государства подписали многостороннее соглашение о стандартизированном обмене между налоговыми органами различных стран информацией о налогоплательщиках (Common Reporting Standard Multilateral Competent Authority Agreement CRS MCAA). 

Реализация проекта автоматического обмена налоговой информацией проходит одновременно с проектом G20 / ОЭСР* по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (План BEPS)). Данный проект направлен на раскрытие информации о контролируемых иностранных компаниях (КИК), ужесточение правил налогообложения прибыли таких субъектов хозяйствования, избегание двойного «неналогообложения», решение проблем, происходящих при налогообложении в области цифровой экономики. Также план подразумевает пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

12 мая 2016 года на форуме по налоговому администрированию ОЭСР, проходившему в Китае, Россия, в лице ФНС РФ, став 81 участником, подписала многостороннее соглашение об автоматическом стандартизированном обмене информацией о налогоплательщиках между налоговыми органами различных стран. Обмен финансовой информацией ФНС РФ с налоговыми службами других стран будет происходить с 2018 года по сведениям за 2017 год. В результате, по словам министра финансов РФ, «…это означает, что спрятать свои доходы от российских налоговых органов в зарубежных странах станет намного сложнее, а со временем и вовсе невозможно…».

В настоящее время о наличии бизнеса за рубежом ФНС РФ проинформировало около 7000 юридических и физических лиц в рамках реализации закона о КИК. Как видно, этот процесс идет медленно и без особого желания. В основном раскрывают свои активы за рубежом средний бизнес и физические лица, расположенные в прозрачных юрисдикциях. С таких активов итак не требуется платить налоги в России. Однако большая часть крупных компании заняли позицию выжидания и не верят, что ФНС РФ доберется до офшоров.

Подписание вышеназванного соглашения входит в комплекс мер, направленных на деофшоризацию России. Кроме того, одобряя автоматический обмен налоговой информацией, страны G20 договорились применять санкции к государствам, которые не участвуют в обмене такими данными. Возможно, этим можно объяснить утверждение ФНС РФ нового антиофшорного «черного списка» из 111 государств. Прибыль КИК, расположенных в юрисдикциях из данного списка, согласно российскому законодательству, не будет освобождаться от налогообложения.

Таким образом, у бизнеса, владеющего своими активами за рубежом, осталось чуть менее двух месяцев. До 1 июля 2016 года действует пакет законов и норм о налоговой амнистии, позволяющих избегать ответственности за выявленные налоговой службой незадекларированные заграничные счета и активы.

* ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)