Законность деятельности коллекторских агентств обсуждается в обществе уже давно, что также относится и к рассмотрению данного вопроса в Государственной думе РФ.
Еще в марте 2010 г. Комитетом по собственности Государственной думы в формате «круглого стола» было организовано обсуждение законодательных аспектов введения в России института банкротства физических лиц. В ходе дискуссии прозвучали критические высказывания о том, что к разработке закона, регламентирующего деятельность коллекторских агентств, еще не приступали. В результате отсутствия закона, отношения кредитных организаций с гражданами-должниками выстраиваются вне правового поля. 6 апреля 2012 г. Комитет по вопросам собственности провел парламентские слушания на тему: «Законодательные аспекты обеспечения реабилитационных процедур в отношении граждан-должников». В слушаниях принимали участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Минэкономразвития России, Федеральной службы судебных приставов, Ассоциации российских банков, Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств и юридических структур при Президенте РФ.
В центре внимания законодателей деятельность коллекторских агентств вновь оказалась после череды громких скандалов с участием их сотрудников. Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству 8 октября 2015 г. провел круглый стол по обсуждению законопроекта о коллекторской деятельности. В ходе пленарных заседаний Государственной думы 18 декабря 2015 г. и 20 января 2016 г. ряд депутатов выступили с предложениями запрета или законодательного ограничения в России коллекторской деятельности.
18 февраля 2016 г. по инициативе Председателей обеих палат Федерального Собрания в Государственную думу был внесен пакет законопроектов, направленный на защиту граждан от недобросовестных действий при взыскании долгов. 23 марта 2016 г. Законопроект № 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» был обсужден на заседании Комитета по вопросам собственности и рекомендован к рассмотрению на пленарном заседании, которое состоялось 12 апреля 2016 г. Законопроект, после обсуждения депутатами был принят в первом чтении.
Согласно проекту закона, Правительство России должно будет определить орган, наделенный полномочиями ведения реестра коллекторов, регулирования и контроля за деятельностью по взысканию задолженностей.
Четко определяется порядок взаимодействия коллектора с должником, распространяющийся на банки, микрофинансовые организации, других кредиторов и лиц, осуществляющих взыскание задолженности. За нарушения этого регламента устанавливается штраф в размере 2 миллионов рублей. На коллекторов налагаются ограничения по взаимодействию с должником: по количеству звонков – не более двух раз в неделю; по личным встречам – не чаще одного раза в неделю. Запрещается взаимодействие с недееспособными лицами, гражданами, находящимися в медицинских учреждениях, инвалидами, несовершеннолетними, взаимодействие из-за пределов России, а также использование коллектором устройств, скрывающих его телефон и адрес электронной почты, а также общение с должником в ночное время.
Должник наделяется правом определить своего представителя, а также отказаться от взаимодействия с коллектором или кредитором по истечению определенного времени с даты просрочки. Передача персональных данных о должнике взыскателю, получившему права требования, допускается только с личного согласия должника, зафиксированного документально.
К деятельности по взысканию задолженностей не могут быть допущены физические лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, а также руководители «с испорченной деловой репутацией». Юридические лица смогут заниматься этой деятельностью только при наличии у них уставного капитала в размере не менее 10 миллионов рублей и условии, что это основной род их деятельности.
По мнению экспертов Информационного агентства Credinform, такие требования к юридическим лицам могут повлечь кардинальные изменения на рынке коллекторских услуг в России. Так, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i®, в России в настоящее время зарегистрировано более 890 действующих организаций, имеющих в названии слова «коллекторское агентство» и всего три из них имеют основной вид деятельности, напрямую относящийся к взысканию задолженностей (ОКВЭД 74.87.1 «Взыскание платежей по счетам, оценка платежеспособности в связи с финансовым состоянием или коммерческой практикой частного лица или фирмы»). При этом уставный капитал этих трех организаций составляет от 10 до 20 тысяч рублей.
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских судостроительных компаний по коэффициенту финансовой зависимости. Для исследования были выбраны крупнейшие по размеру выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре период (2014 год) компании данной отрасли. Далее предприятия первой десятки (Топ-10) были ранжированы по возрастанию значения коэффициента финансовой зависимости (Таблица 1).
Коэффициент финансовой зависимости относится к группе коэффициентов финансовой устойчивости. Показатели данной группы наиболее интересны в плане изучения возможности предоставления долгосрочных кредитов или вложения инвестиций, поскольку характеризуют способность компании погасить свои долгосрочные обязательства. Так, коэффициент финансовой зависимости рассчитывается как отношение суммарных заемных средств к величине собственного капитала и демонстрирует, сколько единиц заемных средств привлекло предприятие на каждую единицу собственных источников финансирования.
Рекомендуемое значение для рассматриваемого показателя - меньше 1. Соотношение заемных и собственных средств не должно быть отрицательным, поэтому значение коэффициента в интервале от 0 до 1 является одним из показателей высокой способности компании отвечать по своим обязательствам.
Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом реального положения дел как в экономике в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i® расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для судостроения практическое значение коэффициента финансовой зависимости составляет от 0 до 4,88.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль (убыток) 2014 г., тыс. руб. | Выручка 2014 г., тыс. руб. | Выручка 2014 г. к 2013 г., % | Коэффициент финансовой зависимости, (х) | Индекс платежеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ИНН 7838395215, г. Санкт-Петербург |
510 420 | 23 161 847 | 583 | 1,23 | 283 Высокий |
ПАО АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ ИНН 7839395419, г. Санкт-Петербург |
2 575 347 | 36 386 181 | 126 | 3,03 | 203 Высокий |
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА АЛМАЗ ИНН 7813046950, г. Санкт-Петербург |
269 204 | 5 955 834 | 172 | 3,44 | 196 Наивысший |
НАО ПО СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИНН 2902059091, Архангельская область |
3 303 852 | 51 491 685 | 118 | 10,06 | 189 Наивысший |
НАО ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА ЗВЕЗДОЧКА ИНН 2902060361, Архангельская область |
15 054 | 37 877 959 | 139 | 12,87 | 263 Высокий |
ПАО АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 2703000015, Хабаровский край |
67 525 | 8 184 291 | 215 | 16,65 | 272 Высокий |
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ ИНН 7805034277, г. Санкт-Петербург |
-1 101 716 | 13 494 252 | 88 | 36,25 | 308 Удовлетворительный |
ПАО ЛЕНИНГРАДСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ПЕЛЛА ИНН 4706000296, Ленинградская область |
-1 933 811 | 5 119 557 | 109 | 41,40 | 270 Высокий |
ПАО ПРИБАЛТИЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ЯНТАРЬ ИНН 3900000111, Калининградская область |
712 004 | 27 673 735 | 227 | 188,08 | 228 Высокий |
ПАО ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 4704012874, Ленинградская область |
49 | 5 897 758 | 136 | -25,20 | 285 Высокий |
Анализ полученных результатов показывает, что ни у одной из компаний Топ-10 коэффициент финансовой зависимости не соответствует рекомендуемому нормативу. Три верхних строчки рэнкинга занимают компании, у которых значение показателя укладывается в практический норматив. Остальные компании показывают значения коэффициента от 10,06 до 118,08. Значение коэффициента финансовой зависимости ПАО ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД имеет отрицательное значение. Это говорит о том, что суммарные заемные средства превышают величину собственного капитала компании.
Среднее значение показателя по отрасли в 2014 г. составило 4,2. Все вышеизложенное свидетельствует о высоком уровне закредитованности как компаний Топ-10, так предприятий отрасли в целом.
По совокупности финансовых и нефинансовых показателей девяти компаниям из Топ-10 присвоен наивысший и высокий индексы платежеспособности Глобас-i®, что характеризует их как финансово устойчивые. ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i®. Это связано, прежде всего, с допущенными предприятием убытками в 2013-2014 гг. и снижением объемов выручки.
Рисунок 1. Коэффициент финансовой зависимости крупнейших судостроительных компаний (Топ-10)
Крупнейшая компания отрасли по объему выручки за 2014 г. НАО ПО СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ оказалось на 4 месте рэнкинга с показателем финансовой зависимости 10,06. НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ демонстрирует наилучшее значение показателя 1,23. В 2014 г. данное предприятие покрыло убыток прошлого года, превышавший 300 млн руб., получило прибыль более 500 млн руб. и увеличило объем выручки по сравнению с предыдущим периодом более чем в 5 раз.
Совокупный объем выручки предприятий ТОП-10 за 2014 г. составил 209,3 млрд рублей, что на 46% больше данного показателя за 2013 г.
Следует отметить высокую концентрацию судостроительных компаний в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этих регионах зарегистрировано 6 предприятий из Топ-10. Кроме этого, пять предприятий рэнкинга входят в структуру Объединенной судостроительной корпорации: Адмиралтейские верфи, Прибалтийский судостроительный завод Янтарь, Судостроительный завод Северная верфь, Выборгский судостроительный завод и Центр судоремонта Звездочка.
Справочно
Данные Росстата о производстве в России морских и речных судов (кроме военного назначения, прогулочных и спортивных) в 2010 - 2014 гг., (единиц, штук):
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
---|---|---|---|---|---|
Суда грузовые и грузопассажирские | 9 | 20 | 9 | 11 | 10 |
Суда морские буксирные (кроме буксиров-толкачей) | 8 | 8 | 10 | 10 | 13 |
Суда морские несамоходные наливные | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Суда морские пассажирские | 1 | 1 | |||
Суда морские самоходные добывающие | 7 | 9 | 1 | ||
Суда морские самоходные сухогрузные | 1 | ||||
Суда речные и озерные пассажирские | 44 | 67 | 57 | 38 | 24 |
Суда речные и озерные самоходные наливные | 3 | ||||
Суда речные несамоходные сухогрузные | 8 | 12 | 7 | 11 | 7 |
Суда рыболовные; суда-рыбозаводы и прочие суда для переработки или консервирования рыбных продуктов | 9 | 9 | 1 | 2 | |
Суда самоходные промысловые технические и вспомогательные | 2 | 2 | |||
Всего: | 89 | 126 | 86 | 75 | 59 |
Данные Федерального агентства морского и речного транспорта о количестве судов (единиц), поднадзорных Российскому морскому регистру судоходства, валовой вместимостью более 100 регистровых тонн, которые в соответствии с Кодексом торгового мореплавания должны быть внесены в Государственный судовой реестр или судовую книгу одного из морских или рыбных портов страны и иметь судовые свидетельства (судовой патент или судовой билет), удостоверяющие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и право собственности на судно или пользование им: