В 2011 году рост розничных продаж строительных материалов и товаров для ремонта составит 8%. При этом их стоимость, по прогнозам Информационного агентства КредИнформ, увеличится на 5-10%.
Согласно исследованию Информационного агентства КредИнформ «Рынок строительных материалов и товаров для ремонта в России и регионах: состояние, тенденции и перспективы его развития» в текущем году объем розничных продаж строительных материалов и товаров для ремонта вырастет на 8%, а в последующие три года будет наблюдаться прирост данного показателя в среднем на 15% ежегодно. Такая тенденция обусловлена высокой степенью спроса на жилье и его ремонт в результате увеличения объемов ипотечного кредитования при плавном снижении ставок по кредитам. При этом стоимость строительных материалов под влиянием инфляции повысится на 5-10%.
Примечательно, что в 2010 году прирост реализации строительных материалов наблюдался во всех регионах России. Больше всего продажи выросли в Приволжском - 16% и Дальневосточном - 12% федеральных округах. В Центральном федеральном округе прирост составил всего 7%, что говорит о насыщении сетевыми магазинами данного региона.
Как отмечают эксперты, в связи с ожидаемым повышением потребительского спроса на строительные материалы усилится и конкуренция между розничными сетями по продаже строительных материалов и товаром для ремонта. В большей степени это коснется операторов универсальных DIY-сетей - магазинов формата «сделай сам». Здесь можно ожидать поглощение крупных игроков друг другом, а также борьбу за место в торговых центрах крупных городов.
Среди федеральных розничных сетевых магазинов, занимающихся реализацией строительных материалов и товаров для ремонта в России, крупнейшими являются сети «СуперСтрой» и «СтройАрсенал» (бренд компании Трест СКМ), «Старик Хоттабыч» (ООО «НЭКС Груп»), «Сатурн» (ЗАО «Сатурн»), «OBI» (ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр»), «Leroy Merlin», «Castorama».
К 2015 году на рынке коллекторских услуг может остаться около 30-40% от общего числа официально зарегистрированных коллекторских агентств. Это обусловлено сокращением объема просроченных долгов, а также жестким отбором коллекторов со стороны банков для сотрудничества.
В России осуществляет свою деятельность около 1000 коллекторских агентств, при этом половину из них можно отнести к разряду профессиональных. И только около 10% от этой половины являются крупными игроками на данном рынке услуг. В настоящее время наблюдается спад спроса на услуги коллекторов, в связи, с чем к 2015 году число представителей данного сегмента рынка сократится на 60-70%.
«Анализ коллекторского рынка показывает, что в настоящее время ситуация складывается не в пользу большинства агентств. Об этом свидетельствует тот факт, что банки, которые на сегодняшний день являются основными «поставщиками» коллекторов, стали избирательно подходить к выбору партнеров по возврату их долгов»,- комментирует ситуацию Денис Кулаев, начальник Отдела по работе с задолженностью ИА КредИнформ. «Банки ужесточили критерии отбора коллекторских агентств, что, в свою очередь, позволило отсеять мелкие компании, и закрепиться на рынке крупным игрокам», - продолжает он.
Не стоит забывать, что финансовый кризис 2008 года, который в первую очередь ударил по банковскому сектору, заставил многие банки пересмотреть методику проверки платежеспособности своих потенциальных заемщиков. В период активного розничного кредитования населения многие банки относились более лояльно к своим потенциальным заемщикам, увеличивая рискованность своего кредитного портфеля. В настоящее время ситуация изменилась. Банки вновь начинаю кредитовать население по всем направлениям розничного кредитования, но при этом уже более детально и разборчиво подходят к оценке заемщика, тем самым существенно снижая процентные ставки и «скрытые» платежи. А чем качественнее банки выдают кредиты, тем меньше у коллекторов работы.
Естественным регулятором роста коллекторского бизнеса выступают и представители государственных структур, которые в последнее время обращают пристальное внимание на деятельность этого сегмента рынка. По мнению экспертов агентства КредИнформ, в ближайшие 3 года государственные органы предпримут попытки «узаконивания» и «регулирования» данного бизнеса. Появятся четко прописанные условия, которым должно будет отвечать профессиональное коллекторское агентство. Это не только сократит число непрофессиональных агентств, но и привлечет к ответственности недобросовестных коллекторов.
Однако, доходность коллекторского бизнеса обусловлена множеством факторов. При сокращении «поставок» долгов от банков, «спасательным кругом» для агентств могут послужить долги ЖКХ и услуг связи. В последнее время сфера ЖКХ по праву считается «конкурентом» банковской сферы по количеству неплатежей. Соответственно, этот объем долгов в ближайшие несколько лет предстоит «поделить» профессионалам коллекторского бизнеса, но уже опираясь на новые правила игры.