Статья
О многоуровневой банковской системе в РФ

Дискуссии о создании многоуровневой банковской системы в России проходили в 2016 году и в настоящее время перешли в практическую плоскость. С 01 июня 2017 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 01 мая 2017 г. № 92-ФЗ. Изменения внесены в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", «О Центральном банке РФ», «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и другие.

Создание многоуровневой банковской системы обусловлено анализом угроз и рисков, оценкой степени негативных последствий для финансовой системы России, вызванных деятельностью неустойчивых банков. Разделение банков необходимо в целях диверсификации надзорных требований, требований к капиталу, приведения к системности иностранных заимствований кредитными организациями и, соответственно, регулирования их деятельности.

ЦБ РФ, опираясь на результаты анализа, определил подходы в надзоре и регулировании пропорционально выявленным угрозам и рискам. Суть пропорционального регулирования заключается в величине рисков, взятых на себя банком, – чем меньше принятых банком рисков, тем проще и соразмернее должно быть регулирование. Поэтому в России вместо разделения банков на федеральные и региональные, как задумывалось ранее, создается трехуровневая банковская система, которая должна снизить трудозатратность банковского регулирования и упростить процедуру выдачи лицензий на различные операции.

На разделение банков по уровням влияют ограничения видов деятельности. Исходя из этого одни банки будут с универсальной лицензией, другие - с базовой лицензией. Причем в первой группе выделены в отдельную категорию десять наиболее крупных системнозначимых банков, к которым будут приниматься самые высокие требования. Стандартный набор инструментов регулирования и надзора будет применяться к крупным и средним банкам первой группы. На небольшие банки (вторая группа) будет распространяться упрощенная система регулирования.

Согласно изменениям с 01 июня 2017 года и до 01 января 2018 года все банки по умолчанию приобретают статус кредитных организаций с универсальной лицензией. Таким образом, у банков имеется 7 месяцев для получения универсальной или базовой лицензии, которая зависит от объема капитала. Размер капитала банка от 1 млрд рублей позволяет получать универсальную лицензию. Такой банк может проводить операции без ограничений и имеет относительную свободу при работе с иностранными банками.

Банкам с базовой лицензией достаточно иметь размер капитала от 300 млн рублей. Им будут доступны основные банковские операции: привлечение денежных средств во вклады, открытие и ведение счета, перевод денежных средств, продажа и покупка иностранной валюты, кредитование физических лиц и бизнес. Банки с базовой лицензией ограничены в операциях с иностранными клиентами, у них отсутствует право открывать за рубежом свои филиалы или дочерние организации. Поэтому к таким банкам будет применяться упрощенное регулирование, в частности, они освобождены от раскрытия данных о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

Предполагается, что потребитель и бизнес не заметит разницы между разделенными банками. Они также продолжат обслуживаться в банках, в которых открывали счета ранее. Однако следует иметь в виду, что ослабление в надзоре и регулировании со стороны Мегарегулятора может привести к нарушениям со стороны банков с базовой лицензией. В целях предотвращения рисков, связанных с деятельностью банков, эксперты Информационного агентства Крединформ рекомендуют бизнесу отслеживать ситуацию в банке контрагента с помощью Информационно-аналитической системы Глобас®.

Статья
Изменения в законодательстве об административных правонарушениях в отношении юридических лиц

Федеральным законом от 17.04.2017 №68-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличен список оснований для прекращения производств по делам об административных правонарушениях в отношении юридических лиц.

Дела в отношении юридических лиц об административных правонарушениях не могут быть начаты, а начатые дела должны быть прекращены при наличии следующих оснований:

  • внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации юридического лица;
  • вынесение арбитражным судом, в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), определения о завершении конкурсного производства.

Указанными основаниями также дополнен перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания, содержащийся в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Федеральным законом от 17.04.2017 №74-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» между должностными и юридическими лицами дифференцирована ответственность за соглашения, ограничивающие конкуренцию.

За такое нарушение для картелей предусмотрены штрафные санкции:

  • в отношении должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификации сроком от одного до трех лет;
  • в отношении юридических лиц, на рынке которых совершено правонарушение - от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товаров, работ или услуг, либо суммы расходов на их приобретение, но не менее 100 тыс. руб.

Кроме того, разграничена административная ответственность за заключение других нарушающих антимонопольное законодательство соглашений и действий, таких, например, как:

  • создающих условия для увеличения, снижения или поддержания цен на торгах;
  • ограничивающих конкуренцию соглашений между организаторами торгов или заказчиками с участниками торгов;
  • осуществление недопустимых скоординированных действий.

Увеличен административный штраф для граждан за незаконную координацию экономической деятельности юридических лиц. При этом, за такие же действия со стороны юридических лиц, административный штраф снижен.