В конце ноября 2015 года ФНС России направила в инспекции и управления на местах определение Верховного Суда РФ от 02.11.2015 г. по делу №А40-153792/2014, в котором суд признает правомерным взыскание налоговым органом задолженности налогоплательщика с его взаимозависимого лица. Данное определение рекомендовано для использования в работе всеми органами налогового контроля в целях повышения эффективности взыскания недоимок по налогу.
Согласно общему правилу, налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, а принудительное взыскание недоимки по налогам осуществляется с налогоплательщика-должника. Однако, в случае наличия взаимозависимых отношений между компаниями, налоговая задолженность может быть взыскана в судебном порядке не только с самого должника, но и с зависимых обществ или его участников.
Порядок, регламентирующий взыскание неуплаченного налога с взаимозависимых лиц был введен с 30 июля 2013 года новой редакцией п. 2 статьи 45 Налогового Кодекса РФ.
В свою очередь, определение взаимозависимости лиц установлено статьей 20 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица либо организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на результаты их деятельности. В частности, взаимозависимыми лицами могут быть признаны организации прямо или косвенно участвующие в других организациях с суммарной долей такого участия более 20%.
В случаях косвенного участия, доли участия одной фирмы в другой определяются следующим образом:
1. устанавливаются все прямые последовательности участия каждой предыдущей организации в каждой последующей;
2. устанавливаются доли прямого участия;
3. вычисляется произведение долей прямого участия.
Кроме этого, взаимозависимыми признаются физические лица, подчиненные друг другу по должностному положению или состоящие в брачных отношениях, либо в отношениях родства в соответствии с семейным законодательством РФ.
По иным основаниям, только в судебном порядке, взаимозависимыми лицами могут быть признаны лица, отношения между которыми могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ или услуг.
Что касается вышеупомянутого Определения Верховного Суда РФ, суть его сводится к следующему: в результате выездной налоговой проверки у налогоплательщика была выявлена значительная недоимка по налогу и вынесено решение о взыскании задолженности с взаимозависимого лица. Судом был признан доказанным факт взаимозависимости и аффилированности обществ по общим учредителям и генеральному директору, единому фактическому адресу, контактным телефонам, информационному сайту и виду деятельности. Соответственно, была доказана совокупность условий, при которых взыскание налоговой задолженности производится с зависимого лица.
Обезопасить себя от «неожиданного» взыскания средств в подобных ситуациях поможет сервис «Связи» Информационно-аналитической системы Глобас-i®, позволяющий быстро и с минимальными затратами выявлять взаимозависимые лица среди контрагентов.
В настоящее время ряд юридических лиц с целью осуществления закупок товаров, работ и услуг для собственных нужд руководствуются федеральным законом №223-ФЗ «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 года (в ред. от 13.07.2015 года).
К таким лицам относятся государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные предприятия, компании с долей участия государства более 50-ти процентов, а также предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. К этой категории относятся также дочерние компании всех перечисленных лиц – при условии участия в капитале в размере, превышающем в совокупности 50 процентов.
Проведенный Министерством экономического развития анализ закупок госкомпаний по 223-ФЗ по итогам 2015 года показал следующую статистику: общая сумма составила 23,1 трлн руб., количество размещенных закупок – 1,4 млн. Пятерку крупнейших игроков составили (см. таблицу 1): Роснефть, РЖД, Газпром переработка Благовещенск, Газпром и Уралсевергаз. На их долю приходится более 50% закупок. В целом рост объема заказа составил 23%, а объем сделок приблизился к 30% ВВП. По итогам 2015 года согласно первичной оценки Росстата ВВП равен 80,412 трлн руб.
Наименование компании | Объем закупок, трлн руб. |
---|---|
АО НК Роснефть | 4,6 |
АО РЖД | 3,4 |
ООО Газпром переработка Благовещенск | 1,6 |
ПАО Газпром | 1,5 |
НАО Уралсевергаз-независимая газовая компания | 1,3 |
В ходе анализа применения 223-ФЗ, проведенного Министерством экономического развития, был выявлен ряд негативных факторов:
- чрезмерное количество электронных торговых площадок (ЭТП) усложняет учет сделок, контроль за соблюдением требований к закупкам, не обеспечивает достаточного уровня их прозрачности и открытости;
- снижение конкуренции в сфере закупок - в частности отмечено, что более 95% закупок осуществлялись на неконкурентной основе, 40% - у единого поставщика;
- закупки крупных заказчиков для малого и среднего бизнеса (МСБ) не привлекательны с одной стороны, с другой – МСБ не в состоянии по своим возможностям обеспечить выполнение крупного заказа;
- применение процедур, маскирующих закупки у единственного поставщика, вследствие отсутствия в 223-ФЗ перечня способов закупок и конкурентных требований к проведению закупок;
- ограниченные сроки на подачу заявок в электронной форме для участия в закупках;
- наличие около четверти «договорных» торгов в общем объеме заключенных контрактов;
- недостаточно полная информация в реестре договоров, расхождение в планах закупок и их результатах - имеется информация только о половине заключенных договоров, занижена общая сумма;
- отмена торгов для устранения нежелательных участников, характерная для отдельных отраслей;
- количество обоснованных жалоб в рамках 223-ФЗ в 2015 году составили около половины от общего числа поданных жалоб;
- и другие.
Выявленные тенденции приводят к росту рисков сотрудничества и могут негативно отразиться на заказчике и на участниках закупок. В любом случае страдает бизнес. Предупредить (снизить) эти риски позволяет Информационно-аналитическая система Глобас-i. Наряду с задачей проверки надежности контрагентов Система позволяет изучать и анализировать контракты по 44(94)-ФЗ и закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ и решать другие бизнес-задачи.