Статья
СРО на финансовом рынке должны появиться в 2016 году

В настоящее время существует несколько определений понятия «саморегулируемая организация». К наиболее точным определениям можно отнести следующее:

Саморегулируемая организация (СРО) – это некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, основанных на единстве отрасли производства товаров, работ и услуг или рынка произведенных товаров, работ и услуг, либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Основополагающим документом, регулирующим отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельность СРО, осуществление взаимодействия СРО и их членов, потребителей произведенных ими товаров, работ и услуг, является федеральный закон «О саморегулируемых организация» №315-ФЗ от 01.12.2007, в ред. от 24.11.2014.

К функциям СРО относятся:

1) разработка и установление условий членства в СРО;

2) применение мер дисциплинарного воздействия; 

3) разрешение споров, возникающих между членами;

4) анализ деятельности своих членов;

5) представление интересов членов СРО;

6) профессиональное обучение;

7) обеспечение информационной открытости;

8) контроль соблюдения стандартов и правил СРО;

9) рассмотрение жалоб;

10) ведение реестра членов.

К 2015 году анализ организаций и ситуации на финансовом рынке показал необходимость создания на нем также СРО. В июле 2015 года был принят федеральный закон №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действие данного закона распространяется на СРО, объединяющие в своем составе финансовые организации, осуществляющие определенные виды деятельности (брокеров, дилеров, депозитариев, страховые организации, микрофинансовые организации, ломбарды и другие).

В настоящее время аналитики положительно оценивают создание СРО на финансовом рынке. Среди аргументов декларируются следующие:

  • саморегулирование – это удобный механизм взаимодействия ЦБ РФ с участниками рынка;
  • СРО смогут применять стандарты, правила регулирования при непосредственном участии ее членов;
  • разделение регулирования между ЦБ и СРО поможет не ограничивать творческие разработки участников рынка и другие.

Кроме того, разработанные стандарты и правила СРО на финансовом рынке могут быть жестче, чем у мегарегулятора. Можно также рассматривать участие в СРО как знак качества для клиента.

Возможно поэтому, ЦБ рассматривает развитие СРО на финансовом рынке «мегамасштабной задачей». Закон вступит в силу с 01 января 2016 года. ЦБ будет осуществлять регулирование в зависимости от масштабов финансовой организации и специфики ее деятельности. Тем не менее, СРО уже сегодня выражают готовность к надзорным функциям.

Статья
Территории опережающего социально-экономического развития

Информационное агентство Credinform ранее уже обращалось к теме об особых экономических зонах (ОЭЗ) в России Особые экономические зоны – прорыв для России?

Термин «территория опережающего развития» появился в нашем экономическом словаре еще в начале 90-х годов прошлого столетия, когда в правительстве был разработан соответствующий перечень территорий. Первый закон, регулирующий иностранные инвестиции был принят в 1991 году. Предполагались безвизовый режим и упрощенная процедура регистрации зарубежных предпринимателей, пониженные ставки налогообложения и таможенных пошлин, льготная долгосрочная аренда. С 1996 года начали создаваться ОЭЗ, в частности, в Калининградской и Магаданской областях, в Санкт-Петербурге, в пределах Байкало-Амурской железной дороги. Относительно успешными из 17 созданных особых зон стали всего 6. Разработанные тогда программы, по мнению экспертов, не были реализованы в полном объеме и не доведены до конца. Тем не менее, несмотря на скромные результаты, особые экономические зоны продолжали развиваться, благодаря относительной гибкости инструментов привлечения финансовых средств.

Следующим этапом стало вступление в силу с 5 января 2012 года Федерального закона РФ от 3 декабря 2011 г. №392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом было введено понятие «зон территориального развития» (ЗТР) как части субъекта РФ, где должны создаваться благоприятные условия для инвесторов. В частности, инвесторам предлагалась государственная поддержка, а управление ЗТР возлагалось на специально созданные для этого администрации. В настоящее время ЗТР действует в 20 регионах страны.

Концепция «льготного» режима инвестиционной и предпринимательской деятельности получила дальнейшее развитие после вступления в силу 30 марта 2015 года Федерального закона РФ от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

В отличие от существующих ОЭЗ и ЗТР, территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) ориентированы не только на развитие отраслей экономики в регионах и привлечение крупных инвестиций. Важнейшей целью поставлена задача создания комфортных условий для населения. ТОРы формируются под конкретных крупных инвесторов на условиях предварительных соглашений с уполномоченным федеральным органом. В соглашениях должны быть определены виды планируемой экономической деятельности, параметры инвестиционных вложений и предполагаемое количество рабочих мест. Срок деятельности ТОРов установлен в 70 лет с возможным продлением, в то время как для ОЭЗ, это – 49 лет, а для ЗТР – 12 лет.

Создание территории опережающего развития возможно по заявке любого субъекта РФ, в отличие от ЗТР, перечень регионов для которых формирует Правительство РФ. В ТОРах допускается разработка месторождений полезных ископаемых и производство подакцизных товаров. Это практически полностью или частично запрещено в ОЭЗ и ЗТР.

В первые три года действия закона ТОРы будут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов с наиболее сложной социально-экономической обстановкой в соответствии с перечнем Правительства России. Затем начнется их формирование и в других регионах.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Для них предусматривается таможенные льготы, особый режим налогообложения и упрощенный порядок ведения бизнеса. Например, нулевая или не превышающая 5 процентов ставка налога на прибыль, освобождение от налога на имущество в течение первых пяти лет. Также предусмотрена возможность в ускоренном и льготном порядке (т.е. без специального разрешения и учета квот) привлекать квалифицированный зарубежный персонал.

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 №1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» для резидентов ограничивается количество и продолжительность проверок их деятельности.

Созданием необходимой инфраструктуры и предоставлением резидентам таможенных, юридических и других услуг на каждой территории будут заниматься управляющие компании, определяемые Правительством РФ. Такой статус может быть получен акционерным обществом (или его дочерним предприятием) со 100% государственным участием. Управляющей компанией всех ТОРов в Дальневосточном федеральном округе утверждено ОАО "Корпорация развития Дальнего Востока”. Функции отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов возложены на специальную подкомиссию при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Постановлениями Правительства РФ к настоящему времени в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской области, Якутии и на Чукотке уже утверждены девять территорий опережающего социально-экономического развития.

По мнению специалистов, в случае появления в России концепции «одно государство – две системы» (аналогично действующей в Гонконге), создание и полноценное развитие территорий опережающего социально-экономического развития может стать реальностью. Тогда наш Дальний Восток превратится в территорию с особыми административными и налоговыми параметрами и принципиально отличную от других регионов страны.