Статья
Антикризисный план нам поможет

Правительство РФ, в ответ на непростые макроэкономические условия, разработало антикризисный план, о параметрах которого было объявлено 28 января 2015 г. Санкции, ухудшение ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках, девальвация рубля, ускорившаяся инфляция и замедляющийся рост ВВП, ставят перед государством вопрос снижения издержек для бизнеса и населения и обеспечение устойчивого развития экономики и поддержание социальной стабильности.

Расходы по большинству статей федерального бюджета на 2015 год в соответствии с антикризисным планом предполагается сократить на 10%. В течение следующих трех лет госрасходы должны сокращаться как минимум на 5% в год с тем, чтобы к 2017 году достичь сбалансированности бюджета. Обеспечить сокращение расходов предполагается в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат. Например, будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти.

При этом в плане обещается полностью обеспечить исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, решено не сокращать расходы на обеспечение обороноспособности, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств. Реализация новых инвестиционных проектов будет отложена, а высвободившиеся ресурсы сконцентрируют на завершении ранее начатых проектов. 

Согласно плану, программы государственной поддержки в России будут распространяться на более широкий круг предприятий малого и среднего бизнеса, чем допускают существующие правила. Это произойдет за счет двукратного повышения потолка годовой выручки от реализации товаров и работ, который является критерием для отнесения предприятия к категории микропредприятия, малого и среднего предприятия. Повышение потолка по годовой выручке позволит перевести в категорию малого бизнеса около 8 тысяч организаций, которые сейчас формально считаются средними. В частности, за счет этого больше компаний сможет принять участие в госзакупках.

Кроме того, было получено право снижать ставки для налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности с 15% до 7,5%, говорится в антикризисном плане правительства. Субъекты РФ также смогут снижать налог на доходы до 1% с 6% для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения и право снижать в два раза максимальный размер потенциально годового дохода, возможного к получению индивидуальным предпринимателем, с одного миллиона рублей до 500 тыс. рублей.

Статья
Банковская гарантия станет не обязательной

Правительство смягчит требования к поставщикам и подрядчикам по госконтрактам. Данные меры вошли в перечень антикризисного плана, представленного Правительством РФ 28 февраля 2015 года. 

Предложенные послабления рассчитаны на 2015 год. Так по госконтрактам, которые должны быть исполнены до конца текущего года, заказчик и поставщик теперь вправе договориться об изменении цены, объема работ или количества товаров, а также сроков исполнения. Госзаказчики также получат право отсрочить уплату неустоек, штрафов и пеней.

Ключевые изменения претерпела позиция в отношении банковских гарантий на возврат аванса. Напомним, что по закону о федеральной контрактной системе победитель конкурса (аукциона) обязан внести обеспечение контракта, предоставив банковскую гарантию или перечислив денежный залог заказчику. Размер обеспечения варьируется от 10 до 30% стоимости контракта. В соответствии с внесенными изменениями размер обеспечения будет снижен до 10%.

При этом банковские гарантии на возврат аванса перестанут быть обязательными. Так постановлением правительства будет предусмотрен ряд случаев, когда госзаказчик вправе, но не обязан требовать обеспечение контракта.

Так с 2015 года предлагается отказаться от банковских гарантий на возврат аванса по госконтрактам стоимостью выше 1 млрд рублей, поскольку авансы по данным контрактам могут перечисляться только на счета, открытые в Федеральном казначействе.

Кроме того банковские гарантии не потребуются для контрактов, по которым заказчик при оплате исполненных работ удерживает часть стоимости. В этих случаях обеспечительной мерой служит сумма недоплаты

Обеспечения также предложено не требовать, если госконтракт предполагает банковское сопровождение, то есть все расчеты идут через обособленный счет в банке, а также для небольших контрактов. Однако в отношении небольших контрактов ценовой порог находится в процессе обсуждения. Таким образом, остается крайне небольшое число случаев, когда банковские гарантии будут применяться.

Отметим, что банковские гарантии стали проблемой для подрядчиков еще в прошлом году. Так за год их стоимость по строительным контрактам выросла с 1% до 5% суммы контракта, а сейчас и вовсе может достигать 11-12%. Эксперты давно предлагали отказаться от банковских гарантий по мелким контрактам, поскольку многие из них из-за этого становятся нерентабельными, что является дополнительным ударом по малому бизнесу.