Статья
Прогнозная целевая установка по инфляции 4%

По результатам августа 2015 года индекс потребительских цен отмечен ростом на 0,4 пп по сравнению с июлем 2015 года. Однако динамика увеличения роста цен всё-таки ниже по сравнению с ситуацией в июле. Тогда рост составил 0,8 пп по сравнению с маем 2015 года (график 1). Следует также отметить, что до 18 августа 2015 года четыре недели подряд фиксировалась нулевая инфляция, а в период с 11 по 17 августа среднесуточный прирост цен даже указал на символическую дефляцию. А индекс цен производителей в июле 2015 года увеличился на 1,5 пп по сравнению с предыдущим месяцем.

индекс потребительских цен и цен производителей

График 1. Изменение индекса потребительских цен и цен производителей за период январь-август 2015 г.

В целом годовая инфляция по индексу потребительских цен по состоянию на 1 сентября 2015 года отмечена на уровне 15,8% (график 2), по итогам 6 месяцев – 9,6%. Индекс цен производителей достиг в годовом исчислении уровня 13,1%, по итогам 6 месяцев – 12,6%.

индекс потребительских цен и цен производителей

График 2. Изменение индекса потребительских цен и цен производителей в годовом исчислении.

Анализ инфляционных тенденций показал, что причиной роста инфляции после 20 августа 2015 года послужила девальвация рубля, произошедшая в результате снижения мировой цены на нефть и другие факторы. Так 24 августа на 08.30 МСК, октябрьские фьючерсы на нефть марки Brent стоили 44,34 доллара США за баррель. По состоянию на 16.44 МСК стоимость опустилась - до 42,92 долларов США за баррель. В ходе торгов самое низкое падение цены фьючерсов составило 42,54 долларов США за баррель, приблизившись таким образом к минимуму 12 марта 2009 года в 42,19. На этом фоне валютный курс чуть-чуть не дотянул до 71 рубля за доллар США.

Сложившиеся условия привели к тому, что российские правительственные институты, занимающиеся прогнозом макроэкономических показателей, разработали наихудшие сценарии развития экономики России. Так Минэкономразвития ожидает инфляционный показатель по итогам 2015 года на уровне 11,9%, Минфин – 11,9%, ЦБ РФ- 12-13%. В 2016 году Минэкономразвития прогнозирует 8,8%, Минфин – 7,0%, ЦБ РФ – 5,5-6,5%. Тем не менее, Регулятор, все-таки намерен добиться снижения инфляции в 2017 году до уровня 4%.

Достижения целевого показателя по инфляции Банк России в рамках своей денежно-кредитной политики намерен добиваться посредством следующих инструментов: 

  • использования режима таргетирования инфляции;
  • применения ряда нестандартных инструментов предоставления ликвидности банкам;
  • воздействия на цену денег в экономике через процентные ставки;
  • соблюдения режима плавающего валютного курса;
  • формирования инфляционных ожиданий на стабильном низком уровне и другие.

Также Банк России продолжит работу по обеспечению стабильного функционирования и развития банковского сектора, финансового рынка и платежной системы. При проведении денежно-кредитной политики Регулятор будет развивать механизмы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования, налоговой политики, управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России. Достижение прогнозных показателей во многом будет зависеть от мер Правительства РФ, направленных на обеспечение сбалансированного бюджета и последовательного проведения структурных реформ в экономике России.

Статья
Единое понятие государственно-частного партнёрства закреплено законом

Закон, определяющий единое понятие государственно-частного партнёрства вступит в силу с 1 января 2016.

В июле 2015 г. Президентом России подписан Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Всевозможного рода инфраструктурные проекты в форме государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП) осуществляются в России уже более 10 лет и регулируются девятью федеральными законами и целым рядом постановлений федеральных и региональных исполнительных органов власти. Региональные законы об участии субъекта РФ в государственно-частных партнёрствах приняты в 71 субъекте Федерации, однако для реализации конкретных проектов они применялись только в 18 регионах и только в Санкт-Петербурге, Томской области и Ямало-Ненецком автономном округе действует региональное законодательство, которое эксперты оценили как эффективное.

По данным «Единой информационной системы государственно-частного партнёрства в России» - официального ресурса по ГЧП созданного при поддержке Министерства экономического развития, в целом по стране в стадии практической реализации находится почти 1000 проектов в отраслях транспортной инфраструктуры и строительства, водоснабжения и  водоотведения, тепло- и электроснабжения, городского благоустройства, здравоохранения, культуры и образования, социального обслуживания, туризма, физкультуры и спорта, утилизации отходов.

Практика показала неоспоримые преимущества ГЧП, такие как перераспределение рисков, повышение роли частной инициативы, долгосрочный и стабильный характер взаимоотношений публичных и частных партнёров, уверенность в завершении проекта согласно первоначальному плану, потенциальная рентабельность и увеличение шансов участия инвесторов в крупных проектах.

Новый федеральный закон, обобщая предшествующую правовую базу и сложившуюся практику, упорядочивает правоотношения в части подготовки, заключения, исполнения и прекращения соглашений и проектов о ГЧП, в том числе на уровне муниципальных властей. 

Законом чётко описан круг государственных и частных партнёров, объектов соглашений о ГЧП; закреплены гарантии законных интересов и прав частного партнёра; регламентированы процедуры от начала разработки проектов и соглашений о ГЧП до их завершения или расторжения; определены критерии и регламент конкурсных процедур, требования к конкурсным документам; предусмотрено прямое соглашение сторон об условиях договора и порядок взаимодействия партнёра и финансирующего лица; разрешён залог объекта соглашения о ГЧП (права по соглашению) как способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом; предусмотрена потенциальная возможность возникновения права собственности частного партнёра на объект соглашения о ГЧП при условии его обременения.

Законом также внесены соотносительные изменения в целый ряд Кодексов и  Федеральных законов. Например, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируются особенности продажи объекта соглашения о ГЧП в случае возбуждения производства по делу о банкротстве в отношении частного партнёра.

Для законодательных актов о ГЧП регионального и муниципального уровней установлен переходный период до 1 июля 2016 г. для внесения в них изменений в соответствии с принятым федеральным законом. При этом уже заключённые соглашения о ГЧП могут осуществляться до их завершения по ранее приятому законодательству.

По мнению экспертов Информационного агентства Крединформ, внедрение в практику положений Закона о государственно-частном партнёрстве, являясь одним из ключевых событий для рынка, будет способствовать унификации законодательных актов о ГЧП на всех уровнях, даст возможность властям на местах принимать более взвешенные решения по проектам и повысит эффективную отдачу от них в виде дополнительных инвестиций, увеличения налоговых сборов и создания новых рабочих мест.