Статья
Энергетическое машиностроение как основа безопасности энергетики страны

Российский рынок машиностроения для энергетической отрасли располагает определенным потенциалом для устойчивого инновационного и технологического развития, однако без целенаправленной государственной промышленной политики в этом секторе экономики, скорее всего, этот потенциал так и останется нереализованным. К такому выводу пришли специалисты Информационного агентства Крединформ, проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок энергетического машиностроения: состояние, тенденции и перспективы его развития».
В настоящее время российский рынок в стоимостном выражении оценивается в размере около 40 млрд. руб. или 2% всего мирового рынка. По предварительным оценкам специалистов, в период с 2006 по 2020 год объем российского рынка генерирующего оборудования составит 6-8 трлн. руб., в том числе 1,5 трлн. руб. по проектам малой энергетики (проекты развития Дальнего Востока и Юга России).
Из основных факторов позитивного влияния следует отметить резервы роста за счет замены и модернизации изношенного оборудования. К настоящему моменту уже около 40%, а по некоторым оценкам около 60% всех генерирующих мощностей электростанций России выработали свой парковый ресурс.
Второй фактор - растущий спрос на энергию требует строительства электростанций с новым современным оборудованием. Однако положительная динамика роста в энергетическом машиностроении до 2008г. касается только производства паровых турбин. Относительно остальных видов продукции, ежегодно отмечался рост производства к 2005г., но при общей тенденции снижения по отношению к предыдущему году. Несомненно, 2009г. внес свои коррективы: снизился рост производства всех видов продукции.
Эксперты отмечают, что отрасль не способна собственными силами удовлетворить потребности электроэнергетики в оборудовании и это одна из основных проблем. На этом фоне конкуренцию российским производителям начинают составлять кроме западных компаний производители из стран Юго-Восточной Азии (Корея, Китай).
По оценке технических специалистов, качество их оборудования не хуже западного, к тому же азиатские производители отличаются значительной гибкостью в отношении условий поставки. В настоящее время мощность российских электростанций, построенных на зарубежных турбинах и котлах, пока не превышает 2% от общей мощности энергосистемы. При сохранении данных тенденций к 2020 году по базовому варианту на зарубежном оборудовании будет основано 24%, а по максимальному - 27% от общей мощности энергосистем, что конечно не устраивает российских производителей.
По оценке специалистов, на восстановление объемов выпуска оборудования на уровне 1980-х годов основным энергомашиностроительным предприятиям понадобится немногим менее 900 млн долларов, а для полной загрузки энергомашиностроительных мощностей после 2015 г. уже 1,9 млрд долларов. Выделить эти относительно небольшие по мировым меркам суммы российским производителям будет крайне сложно.
В дополнение ко всему вышеперечисленному, можно следует также упомянуть следующие ограничения развития российского рынка энергетического машиностроения: отсутствие гарантированных долгосрочных заказов, накопленное и прогрессирующее научно-техническое и технологическое отставание, низкая степень унификации заказываемых энергетикой энергоблоков, неразвитость рынка ключевых комплектующих для энергомашиностроения и другие.

Статья
Нефтегазовое машиностроение имеет потенциал для развития

Российский рынок машиностроения для нефтегазовой отрасли обладает существенным потенциалом для устойчивого развития и роста. К такому заключению пришли специалисты Информационного агентства «Крединформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок нефтегазового машиностроения в России: состояние, тенденции и перспективы его развития».
В настоящий момент емкость российского рынка нефтегазового машиностроения (НГМ) в стоимостном выражении оценивается в размере около 67,52 млрд. руб. Несмотря на увеличение добычи нефти за последние 4 года и особенно в 2009г. (прирост в стоимостном выражении составил 73% по сравнению с 2008г.), рынок нефтегазового машиностроения рос замедленными темпами. Причем экономический кризис 2009г. повлиял на развитие рынка в негативном ключе: емкость рынка НГМ сократилась на 14%. Несмотря на это, эксперты прогнозируют рост рынка нефтегазового машиностроения в среднесрочной перспективе с темпами прироста более 15%, что обусловлено следующими объективными причинами.
Во-первых, резервы роста за счет работы со старым фондом скважин в России уже исчерпаны, что приводит к увеличению объемов бурения и, соответственно, закупок нового бурового оборудования.
Во-вторых, парк буровых установок, работающих на территории России, физически устарел: лишь около 30% имеют возраст менее 10 лет, остальные 50% -  старше 20 лет, и требуют немедленной замены.
В третьих, специфические горно-геологические и климатические условия требуют специализированных буровых установок, ограничивая применение традиционных конструкций.
В четвертых, применение новых технологий бурения, в частности горизонтального, требует оснащения буровой установки более совершенными и эффективными системами контроля, управления, очистки и проч.
В пятых, планируется оживление в сфере геологоразведки, бурения, эксплуатации новых месторождений на шельфе северных морей, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
В последнее время, у отечественной продукции нефтегазового машиностроения с одной стороны, заметно улучшилось качество некоторых видов оборудования: буровых установок, редукторных турбобуров, буровых долот, установок электроцентробежных насосов и т.п. Но, с другой стороны, это повышение качества повлекло за собой рост цен, в то время как низкая стоимость отечественной техники была и пока остается весомым фактором конкурентоспособности. Продолжает развиваться фирменный сервис на ряде крупных предприятий нефтегазового машиностроения.
Однако кроме приятных моментов экспертами отмечаются и негативные тенденции, которые требуют привлечения к себе внимания как бизнеса, так и государства:
-  потеря некоторых традиционных рынков сбыта (Сирия, Ирак, Иран, Вьетнам, Китай, Казахстан, Азербайджан, Украина);
-  импортозависимость отрасли от специализированных технологий и наукоемкой продукции;
-  существование политики двойных стандартов по отношению к российским производителям (более «мягкие» требования к импортному оборудованию),
-  активная экспансия китайских поставщиков нефтегазового оборудования,
-  относительно низкое качество материалов и комплектующих российского производства.
Таким образом, предприятия НГМ зависят от политики государства в области внешней торговли, от принимаемых систем сертификации продукции, а также прямой финансовой поддержки и других факторов.