Вестник
Что ждёт бизнес в 2024 году
#
Фото: https://stock.adobe.com
С каждым годом российский бизнес сталкивается не только с новыми возможностями, но и новыми вызовами, формируя планы и стратегию в постоянно изменяющихся экономических и политических условиях. 2024 год не станет исключением.
Ожидается вступление в силу ряда значимых изменений в законодательстве России. Динамика глобальных санкций продолжит усиливаться, приобретая новые инструменты для ограничений. Важность анализа рисков в международном взаимодействии значительно возрастёт, требуя более глубокого понимания переменчивости мировой сцены.

Мораторий на проверки снова продлён

Режим отмены плановых проверок бизнеса продлён на 2024 год (Постановление Правительства РФ от 14.12.2023 № 2140). Это правило распространяется на организации, находящиеся в категориях умеренного, среднего и значительного риска, но не охватывает налоговые проверки, которые будут проводиться в соответствии с установленным планом.
Информация о результатах проверок может показать, выполняет ли компания те или иные требования при осуществлении хозяйственной деятельности. Анализ результатов как плановых, так и внеплановых проверок, а также проведённых профилактических мероприятий можно осуществить через Глобас. Система автоматически отобразит соответствующую информацию в случае выявления нарушений или вынесения предостережений по результатам проверки.

Новые лимиты по доходам на УСН

В соответствии с приказом Минэкономразвития от 23.10.2023 № 730 юридические лица и ИП смогут в 2024 году перейти на Упрощённую систему налогообложения (УСН), при условии дохода за девять месяцев 2023 года менее 149,5 млн руб. Компании и ИП не смогут использовать УСН, если доход с начала года будет больше 265,8 млн руб.
Проанализировать подробную информацию о налогах и сборах вашего контрагента, отследить применение специальных налоговых режимов и динамику налоговой нагрузки от года к году, а также полноценно оценить финансовое состояние и устойчивость вашего контрагента можно с помощью Системы Глобас.

Новые сроки публикации открытых данных ФНС

Начиная с 25 декабря 2023 года информация о задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов размещается на ресурсе ФНС ежеквартально – 25 числа каждого третьего месяца в квартале. Сведения указываются по состоянию на 10-е число февраля, апреля, августа и октября.
Ранее данные размещались ежемесячно и по состоянию на первое число месяца публикации.
По мере публикации, открытые данные ФНС будут также добавляться и в Глобас, чтобы вы не пропустили критически важную информацию и знали, исполняет ли контрагент свои налоговые обязательства.

Штрафы за нарушение закона об иностранных агентах

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2023 № 364-ФЗ введены меры ответственности за невыполнение законодательства об иностранных агентах. Закон предусматривает ответственность за неисполнение предписаний или предупреждений органа государственного контроля по соблюдению законодательства об иностранных агентах и за неустранение выявленных нарушений в установленный законом срок. Лица, совершившие нарушение, подлежат штрафу в размере 30-50 тыс. руб. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму 70-100 тыс. рублей или дисквалифицированы на два года. Юридическим лицам грозит штраф в размере 200-300 тыс. рублей.
Чтобы избежать таких рисков проверьте с помощью Системы Глобас и модуля Санкционный комплаенс вашего контрагента и связанных с ним лиц на предмет вхождения в списки:
  • Иностранных агентов;
  • Исключённых из иностранных агентов;
  • Лиц, связанных с иностранными агентами.

Санкции России

В России создан законодательный инструментарий для введения блокирующих санкций. Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ. Начало действия документа – 01.02.2024.
Ключевые положения Закона:
1. Установлены меры ответственности для российских юридических лиц в банковской сфере, в области страхования, брокерских услуг и других сферах за неисполнение российских специальных экономических мер (СЭМ).
2. Административные меры по соблюдению СЭМ осуществляет Банк России, включая предписания, ограничение деятельности на срок до шести месяцев, штраф до 5 млн руб.
3. Введено понятие «блокируемого лица», которое может включать в себя иностранное государство, организацию, иностранного гражданина, лицо без гражданства, а также юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, гражданам, лицам без гражданства.
4. Установлено «Правило 50%» для определения подконтрольности юридического лица.
5. Определены права заблокированных лиц, включая возможность получения зарплаты (не более 10 тыс. руб. в месяц) или оплаты медицинских услуг (не более 10 тыс. руб. в месяц).
Для анализа наличия санкционных рисков по мировым перечням санкций, включая список специальных экономических мер (СЭМ) России, можно воспользоваться функционалом модуля Санкционный комплаенс в рамках дополнительной подписки к Системе Глобас.
Глобас

Глобас

Модуль Санкционный комплаенс

Модуль для углублённой санкционной проверки контрагентов. Проверка осуществляется по более чем 40 новым критериям. Модуль Санкционный комплаенс предоставляет возможность проверки российских и зарубежных контрагентов, персон, водного и воздушного транспорта. Также проверяются связанные с компаниями лица: бенефициары, владельцы, руководители, аффилированные и дочерние компании. Функционал модуля содержит обширную информацию о введённых санкциях и ограничениях, в том числе по Правилу 50%, дополнительные источники и более глубокую аналитику по компаниям, персонам и объектам, подпавшим под ограничения и в различные рисковые реестры.

Темы:
Вестник
Выездные налоговые проверки: критерии и риски
#
Фото: https://ru.freepik.com/
Регулярно Федеральная налоговая служба проверяет бизнес на соблюдение налогового законодательства.
При этом, регулятор может применить в отношении компании один из двух типов проверки: камеральную и выездную.
Основное отличие заключается в том, что выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, а камеральные – в офисе налоговой.
Сотрудники налоговой инспекции физически не могут совершать выезд по каждому адресу, поэтому основная форма налогового контроля – камеральная проверка. Но не стоит забывать, что в случае обнаружения нарушений по результатам любой проверки, компании может грозить штраф, налоговые доначисления и отказ в возмещении налога.
По данным на 1 сентября 2023 г. Федеральная налоговая служба провела 719 выездных налоговых проверок (ВНП), из них 697 были с нарушениями. По результатам проверок совокупно было доначислено 65,6 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года с нарушениями было 1537 проверок, и размер дополнительных начислений составил 123,1 млрд руб.
В налоговой службе связали двукратное уменьшение проверок с эффектом высокой базы прошлого года из-за действия моратория на проверки, введённого еще в пандемию. Эксперты считают, что акцент властей сместился на профилактическую работу с нарушителями.
Несмотря на снижение числа выездных проверок, столкнуться с ними может любая организация. Но, если знать, какие факторы повышают вероятность проведения проверки, то исключив их, можно снизить риск визита сотрудников налоговой инспекции.
Заранее узнать о планируемой налоговым инспектором проверке нельзя, по закону подобная информация считается налоговой тайной. Исключение составляют компании, которые занимаются организаций лотерей и азартных игр. Для них ФНС публикует календарь налоговых проверок.
Для всех остальных налогоплательщиков ФНС указала определённый набор критериев для самостоятельной оценки рисков. Кроме того, налоговая инспекция также использует эти критерии для выявления налоговых отклонений у компании. Критерии самостоятельной оценки рисков утверждены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Обстоятельства, повышающие риск выездной налоговой проверки

Высокая вероятность проведения проверки возникает у компаний с наибольшим количеством выявленных критериев на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 основных критериев выделим те, которые могут быть выявлены с помощью открытых и общедоступных инструментов:
  • налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого значения;
  • убытки в течение нескольких налоговых периодов;
  • опережение темпа роста расходов над темпом роста доходов;
  • заработная плата ниже среднеотраслевого значения;
  • неоднократное приближение показателей к предельным значениям по специальным налоговым режимам;
  • построение финансово-хозяйственной деятельности с техническими компаниями;
  • «миграция» между налоговыми органами;
  • непредставление сведений и пояснений в налоговые органы;
  • значительное отклонение показателей рентабельности от среднеотраслевых значений.
Также к ВНП и доначислению налогов может привести дробление бизнеса. Дробление – одна из частых причин, по которой компания привлекает к себе внимание со стороны ФНС.
Разделять бизнес между различными юридическими лицами законом не запрещено, но поводом для доначислений служит дробление, единственной целью которого является экономия на налогах или занижение налогооблагаемой базы.
В письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ указано 17 признаков незаконного дробления. Выделим основные:
  • взаимозависимость участников компаний;
  • единая база контрагентов;
  • одни и те же сотрудники, работающие в компаниях;
  • дробление производственного процесса между несколькими лицами, применяющими специальные налоговые режимы;
  • создание юридических лиц в короткий промежуток времени при увеличении персонала;
  • использование одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в интернете, адресов, помещений, банков, в которых открываются и обслуживаются расчётные счета;
  • общая бухгалтерия, кадровая или юридическая служба;
  • приближение экономических показателей к предельным значениям по специальным налоговым режимам.
Не стоит забывать, что при обнаружении отдельных признаков вовсе не означает, что организация незаконно дробит бизнес или умышленно занижает налогооблагаемую базу. Все вышеперечисленные признаки оцениваются в совокупности, при необходимости, запрашиваются документальные доказательства. В случаях, когда контрагент отказывается от представления разъяснений, стоит прекратить сотрудничество, либо установить взаимодействие иным способом.

Возможности Глобас для выявления риска выездной налоговой проверки у контрагента

Основные сложности, которые могут появиться при выявлении налоговых отклонений – отсутствие единого источника данных.
Каждый пункт чек-листа самостоятельной проверки ВНП или незаконного дробления требует анализа данных из разных источников. При большом количестве контрагентов, проверка по чек-листу будет занимать значительное количество времени. В таких случаях необходима автоматизация процесса проверки.
Решить проблему поможет Информационно-аналитическая система Глобас. Например, функционал Отчёты позволяет настраивать неограниченное количество собственных сценариев проверки для дальнейшей автоматизации процесса. Вы сами устанавливаете критерии проверки и мероприятия, а далее Глобас в автоматическом режиме проверяет наличие рисков у компании – при каждом открытии справки.
Помимо собственных настраиваемых сценариев, в Системе есть ряд предустановленных регламентных проверок. Среди них доступен отчёт по Критериям ФНС. Он составляется в соответствии с рекомендациями налоговой службы, в целях проверки реальности контрагента и проявления коммерческой осмотрительности. В данном Отчёте также учтены критерии из чек-листа самостоятельной оценки рисков ВНП и незаконного дробления.
Темы: