Несмотря на кризисные явления в экономике, в России растет число закупок государственных компаний и бюджетных учреждений, осуществляемых в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Основное отличие двух федеральных законов, регулирующих контрактную систему, заключается в источнике финансирования. Так в закупках по 223-ФЗ заказчик оплачивает (осуществляет) поставку товара (работы, услуги) за счет собственных средств, в том числе через гранты, средства, полученные при осуществлении приносящей доход деятельности, а по 44-ФЗ - за счет средств федерального и местных бюджетов.
Всего по итогам 2015 г. было размещено более 3,0 млн извещений о закупках по 44-ФЗ, что выше на 10,4% уровня 2014 г. и почти 1,3 млн извещений о закупках по 223-ФЗ, прирост за год составил 18,4% (см. рисунок 1).
Рост абсолютного числа закупок сопровождается значительным увеличением общей стоимости всех закупочных процедур, деньги на осуществление которых (при условии заключения договоров, контрактов) будут направлены поставщикам, что монетарно поддержит бизнес при существующих трудностях привлечения кредита и частных инвестиций (см. рисунок 2). Суммарный объем закупок по размещенным извещениям в 2015 г. оценивается в 29,5 трлн руб., что составляет 36,5% ВВП РФ (80,8 трлн руб.).
В относительном выражении, стоимость закупок по 223-ФЗ выросла за год на 29,9% (до 23,1 трлн руб.), по 44-ФЗ - на 7,2% (до 6,5 трлн руб.).
Согласно данным рисунка 3, в 2015 г. на 9,7% увеличилась средняя стоимость одной закупки, проводимой по 223-ФЗ (до 18,2 млн руб.), а средняя стоимость закупки по 44-ФЗ незначительно снизилась - на 3,0% (до 2,1 млн руб.).
По данным на 2 мая 2016 г. закупки по 223-ФЗ осуществляет 80,6 тыс. зарегистрированных заказчиков, что почти в два раза выше их количества на конец 2013 г. В закупках по 44-ФЗ (94-ФЗ) на текущий момент участвует около 260 тыс. заказчиков, и их число незначительно превышает данные конца 2013 года (см. рисунок 4), поскольку количество бюджетных организаций в России не имеет тенденции к значительному увеличению.
Максимальная общая стоимость контрактов в результате проведения закупок по 44-ФЗ по итогам 2015 г. была указана Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства». Управление заключило контракты на общую сумму в 228,3 млрд руб. Компания осуществляет проектирование и строительство моста через Керченский пролив. Далее в рейтинге крупнейших заказчиков следуют Департамент строительства г. Москвы – 133,6 млрд руб., и Министерство обороны РФ – 114 млрд руб. (см. таблицу 1).
Говоря об учреждениях, которые наиболее часто осуществляют закупки по 44-ФЗ, можно увидеть несколько иную картину: на первом месте находится Департамент здравоохранения г. Москвы, который в минувшем году разместил 3504 извещения о закупках, на втором месте следует Государственное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан» – 3179 закупок.
Таблица 1. Крупнейшие заказчики по сумме заключенных контрактов и количеству закупок в 2015 г. по 44-ФЗ
№ | Наименование заказчика | Сумма заключенных контрактов, млн руб. |
---|---|---|
1 | Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» | 228 344 |
2 | Департамент строительства города Москвы | 133 582 |
3 | Министерство обороны Российской Федерации | 114 030 |
4 | Федеральное космическое агентство («Роскосмос») | 104 850 |
5 | Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга | 94 713 |
№ | Наименование заказчика | Количество закупок |
1 | Департамента здравоохранения города Москвы | 3 504 |
2 | Государственное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан» | 3 179 |
3 | Министерство обороны Российской Федерации | 2 257 |
4 | Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области | 2 132 |
5 | Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибоблфарм» | 1 966 |
По общей стоимости закупок, осуществляемых в рамках 223-ФЗ, безоговорочным лидером выступает ОАО НК Роснефть. Суммарная стоимость лотов этого заказчика составляет 5,6 трлн руб. или более 24% от суммы всех закупок по данному ФЗ (см. таблицу 2).
А главный российский перевозчик - ОАО РЖД, наиболее часто участвует в закупках в качестве заказчика: в 2015 г. компания провела 18 182 закупочные процедуры.
Таблица 2. Крупнейшие заказчики по суммарной цене лотов и количеству закупок в 2015 г. по 223-ФЗ
№ | Наименование заказчика | Суммарная стоимость лотов, млн руб. |
---|---|---|
1 | ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» | 5 609 444 |
2 | ООО «Газпром переработка Благовещенск» | 801 560 |
3 | АО «Уралсевергаз - независимая газовая компания» | 630 939 |
4 | ООО «Кузбасская энергосетевая компания» | 629 619 |
5 | ОАО «Газпром нефтехим Салават» | 603 003 |
№ | Наименование заказчика | Количество закупок |
1 | ОАО «Российские железные дороги» | 18 182 |
2 | ПАО «Ростелеком» | 7 746 |
3 | ПАО «Сбербанк России» | 5 565 |
4 | ПАО «Т Плюс» | 5 451 |
5 | ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» | 3 569 |
Таким образом, контрактная система, призванная на конкурсной основе реализовывать закупочную деятельность государственных бюджетных юридических лиц, снизить коррупционную составляющую и повысить их прозрачность, превратилась к тому же в огромную систему перераспределения финансовых потоков в реальную экономику, размер которой сопоставим с квартальным ВВП России, например, за IV-й квартал 2015 г. - 22,0 трлн руб. Данный факт можно рассматривать как благо для предпринимательской среды, в условиях жесткой монетарной политики ЦБ и невозможности кредитоваться в западных банках из-за введенных санкций. К этому источнику «длинных» денег могут подключаться не только крупные поставщики, но также и малый бизнес, ИП и даже физические лица, предлагающие рынку уникальный продукт. Согласно Федеральному закону*, не менее чем 15% совокупного годового объема закупок должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства.
* Согласно ч. 1, ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг российских предприятий - производителей алкогольной продукции и этилового спирта. Для рэнкинга отобраны крупнейшие компании отрасли по объему выручки за последний имеющийся в статистическом реестре период (2014 год) и ранжированы по убыванию показателя рентабельности продукции (Таблица.1).
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства, а показатель рентабельности продукции позволяет сделать вывод о целесообразности выпуска того или иного вида продукции. Нормативных значений для показателей данной группы не предусмотрено, т.к. они сильно варьируются в зависимости от отрасли.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль 2014, тыс. руб. | Выручка 2014 г., тыс. руб. | Выручка 2014 г. к 2013 г., %% | Рентабельность продукции, % | Индекс платежеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|
НАО АБРАУ-ДЮРСО ИНН 2315092440 Краснодарский край |
15 026 | 3 301 993 | 115 | 66,13 | 238 Высший |
ООО ВИНОКОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД АЛЬЯНС - 1892 ИНН 3914010751 Калининградская область |
472 723 | 3 612 778 | 95 | 38,04 | 188 Наивысший |
НАО ИГРИСТЫЕ ВИНА ИНН 7830001010 г. Санкт-Петербург |
467 445 | 4 538 263 | 117 | 24,56 | 235 Высший |
ООО ОМСКВИНПРОМ ИНН 5506006782 Омская область |
547 962 | 3 941 737 | 78 | 23,36 | 241 Высший |
НАО МАРИИНСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД ИНН 4213003050 Кемеровская область |
177 077 | 4 433 126 | 79 | 20,46 | 250 Высший |
ПАО ТАТСПИРТПРОМ ИНН 1681000049 Республика Татарстан |
1 153 257 | 6 996 663 | 95 | 16,91 | 191 Наивысший |
ООО РУССКИЙ СТАНДАРТ ВОДКА ИНН 7703286148 г. Санкт-Петербург |
382 147 | 3 930 241 | 115 | 9,87 | 223 Высший |
ПАО РОССПИРТПРОМ ИНН 7730605160 г. Москва |
101 259 | 4 427 908 | 197 | 7,22 | 251 Высший |
ООО ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА ИНН 5006008213 Московская область |
229 445 | 10 220 701 | 92 | 5,59 | 220 Высший |
ООО ЛВЗ КРИСТАЛЛ-ЛЕФОРТОВО ИНН 1328005717 Республика Мордовия |
109 793 | 4 438 155 | 235 | 5,01 | 272 Высший |
На первой позиции рэнкинга оказалось НАО АБРАУ-ДЮРСО со значением рентабельности продукции 66,13%. Высокий результат, в разы превышающий среднеотраслевой показатель 8,21%, свидетельствует о наиболее низкой себестоимости продукции в отрасли. Однако в сравнении с конкурентами данное предприятие показывает относительно скромные результаты по размеру чистой прибыли.
Лидер отрасли по объему выручки за 2014 г. ООО ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА оказалось на предпоследнем месте ТОП-10 со значением показателя 5,59%, что ниже среднего отраслевого уровня. При этом предприятие снизило объем выручки по сравнению с предыдущим периодом на 8%.
Всем компаниям ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что говорит об их способности своевременно и в полном объеме погашать долговые обязательства.
В целом предприятия отрасли работают рентабельно, но демонстрируют снижение среднеотраслевого показателя рентабельности продукции с 16,91% в 2009 году до 8,21% в 2014 году. Пять предприятий из ТОП-10 показали в 2014 году снижение объемов выручки, а выручка крупнейших 100 компаний отрасли суммарно снизилась в 2014 году на 3% относительно предыдущего периода показатель и составила 117,5 млрд руб.
О снижении физических объемов производства спиртных напитков и алкогольной продукции, за исключением производства спирта, свидетельствуют и данные Росстата за 2010 – 2015 гг. (Рисунок 2 и Таблица 2).
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2015 г. к 2010 г., +/- % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вина столовые | 43 933,65 | 42 126,52 | 37 577,99 | 33 587,90 | 32 497,46 | 39 270,13 | -11 |
Водка | 92 565,87 | 86 308,38 | 97 640,37 | 84 587,58 | 63 537,87 | 62 816,46 | -32 |
Коньяк | 8 859,08 | 8 206,67 | 10 273,41 | 7 400,70 | 6 625,62 | 7 242,82 | -18 |
Ликероводочные изделия с содержанием спирта до 25 % включительно от объема готовой продукции | 3 391,34 | 3 155,86 | 3 687,68 | 3 393,99 | 2 849,62 | 2 729,75 | -20 |
Ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25 % от объема готовой продукции | 6 926,99 | 4 763,85 | 5 277,60 | 5 144,12 | 3 743,88 | 3 846,02 | -44 |
Алкогольная продукция | 220 451,01 | 208 910,27 | 206 099,73 | 194 149,22 | 165 100,34 | 168 622,86 | -24 |
Спирт этиловый денатурированный | 4 183,40 | 2 691,58 | 2 707,84 | 13 243,41 | 11 673,01 | 11 350,63 | 171 |
Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья | 30 975,40 | 31 963,15 | 42 165,63 | 40 207,61 | 34 315,68 | 37 102,82 | 20 |
Для отрасли производства алкогольной продукции характерна высокая концентрация винодельческих предприятий в южных регионах России, т.е. ближе к источникам сырья. Об этом свидетельствует статистика Информационно-аналитической системы Глобас-i о количестве зарегистрированных в регионах компаний отрасли имеющих в статистическом реестре финансовую отчётность за 2014 г. (ТОП-10 Регионов):
1. | Краснодарский край | 22 |
2. | Московская область | 7 |
3. | г. Москва | 6 |
4. | Ставропольский край | 6 |
5. | г. Санкт-Петербург | 4 |
6. | Ленинградская область | 4 |
7. | Республика Дагестан | 4 |
8. | Калининградская область | 3 |
9. | Республика Мордовия | 3 |
10. | Тверская область | 3 |
Кроме этого, следует отметить, что основные предприятия по производству крепких алкогольных напитков сосредоточены в крупных промышленных центрах страны.