Статья
Замедление темпов экономического роста отразились на консолидированном бюджете регионов

В марте текущего года, в ходе выступления на научно-практической конференции по бюджетному федерализму, министр регионального развития РФ Игорь Николаевич Слюняев отметил, что общая негативная макроэкономическая ситуация отразилась и на состоянии консолидированного бюджета регионов РФ. При этом по заявлению министра особую тревогу вызывает сокращение в 2013 году поступлений по налогу на прибыль организаций, так по результатам 2013 года сокращение составило 13% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Среди негативных тенденций последних лет также отмечается сокращение доли капитальных вложений в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам 2013 года на 12,1%. Министр отметил, что данная тенденция является опасной, поскольку ведет к замедлению процессов модернизации и обновления инженерной инфраструктуры, основных фондов и социальной сферы.
Кроме того по итогам 2013 года размер общего консолидированного долга субъектов Федерации перед бюджетом вырос на 26,9% и на 1 января текущего года составил 2 трлн 26 млрд рублей. Большая часть заемных средств идет на погашение дефицита бюджета, который ежегодно растет. Вместе с тем растет и долг муниципальных образований. Так на сегодняшний день долг органов местного самоуправления составляет 288,9 млрд рублей.

В вопросах решения существующих проблем субъектов РФ особая роль отводится мерам, направленным на поддержание устойчивости бюджетов субъектов РФ и на повышение эффективности бюджетных расходов, а также совершенствования механизмов предоставления межбюджетных трансфертов.

По сей день основным финансовым механизмом, направленным на сглаживание экономической дифференциации, остаются дотации. По заявлениям Игоря Слюняева, общий объем таких дотаций в текущем году составил 439 млрд рублей. Однако уровень обеспеченности бюджетными средствами между различными субъектами федерации до сих пор остается существенным, поскольку даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ, они имеют существенные различия, ввиду неоднородности в экономическом развитии территории регионов, численности населения, а также природно-климатическими условиями. Так по оценкам экспертов разница между десятью богатейшими и беднейшими субъектами составляет более 40 раз.

Кроме того Минрегион проводит работу по совершенствованию подходов к предоставлению межбюджетных субсидий. В этом вопросе можно выделить три основных направления. Во-первых, сокращение количества субсидий путем их консолидаций, что ведет к повышению самостоятельности регионов в выборе приоритетных направлений софинансирования и сокращению административных процедур необходимых для получения субсидий. По заявлениям министра регионального развития, количество субсидий в 2014 году планируется сократить до 80.

Во-вторых, увеличение доли субсидий, распределяемых приложением к федеральному закону о федеральном бюджете, что ведет к большей эффективности и рациональности использования субсидий.
В-третьих, усовершенствование правил предоставления субсидий. Минрегион подготовил проект постановления, который уточняет порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Подводя итог своего выступления, Игорь Николаевич Слюняев отметил, что эффективное развитие возможно только путем осуществления эффективной бюджетной политики на региональном уровне. Властям на местах следует уделить больше внимания качеству управления бюджетом, мобилизации налоговых поступлений и сокращению неэффективных статей расходов.

Статья
Деофшоризация российской экономики продолжается

В рамках пакета мер, которые поручил подготовить президент В.В.Путин Правительству к 15 июля по деофшоризации экономики, Министерство финансов предлагает внести в закон об иностранных контролируемых структурах (СFС) норму, согласно которой, российские физические и юридические лица, владеющие прямо или косвенно долей в офшорной компании от 10% её капитала, обязаны отчитываться перед российскими налоговыми органами. Страны, считающиеся офшорными, будут прописаны в законе о CFC отдельной строкой.

Платить налоги в России должны как российские компании с доходов иностранных «дочек», так и физлица - с доходов своих офшорных структур. Если организация не возвращает доходы в страну в виде дивидендов, налог уплачивается с части ее нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента. Предполагается, что ставка для юридических лиц составит 20%, для граждан – 13% облагаемой суммы, ставка же на дивиденды меньше – 9%.

Ряд экспертов нашли подводные камни в благом начинании Минфина, главная проблема заключается в том, что норма 10% - это низкий порог во владении компанией. Поскольку для того, чтобы уходить от налогов, создаваемая для этих задач фирма по логике должна принадлежать резиденту как минимум на 50%, а получится так, что мы будем считать офшорными те структуры, куда участники рынка вложились в инвестиционных целях и которые им не принадлежат.

Информационное агентство Credinform разрабатывает модуль трансфертного ценообразования, который позволит участникам рынка осуществлять определение справедливой рыночной цены в контролируемых компаниях за рубежом.