Статья
Нефтегазовое машиностроение имеет потенциал для развития

Российский рынок машиностроения для нефтегазовой отрасли обладает существенным потенциалом для устойчивого развития и роста. К такому заключению пришли специалисты Информационного агентства «Крединформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок нефтегазового машиностроения в России: состояние, тенденции и перспективы его развития».
В настоящий момент емкость российского рынка нефтегазового машиностроения (НГМ) в стоимостном выражении оценивается в размере около 67,52 млрд. руб. Несмотря на увеличение добычи нефти за последние 4 года и особенно в 2009г. (прирост в стоимостном выражении составил 73% по сравнению с 2008г.), рынок нефтегазового машиностроения рос замедленными темпами. Причем экономический кризис 2009г. повлиял на развитие рынка в негативном ключе: емкость рынка НГМ сократилась на 14%. Несмотря на это, эксперты прогнозируют рост рынка нефтегазового машиностроения в среднесрочной перспективе с темпами прироста более 15%, что обусловлено следующими объективными причинами.
Во-первых, резервы роста за счет работы со старым фондом скважин в России уже исчерпаны, что приводит к увеличению объемов бурения и, соответственно, закупок нового бурового оборудования.
Во-вторых, парк буровых установок, работающих на территории России, физически устарел: лишь около 30% имеют возраст менее 10 лет, остальные 50% -  старше 20 лет, и требуют немедленной замены.
В третьих, специфические горно-геологические и климатические условия требуют специализированных буровых установок, ограничивая применение традиционных конструкций.
В четвертых, применение новых технологий бурения, в частности горизонтального, требует оснащения буровой установки более совершенными и эффективными системами контроля, управления, очистки и проч.
В пятых, планируется оживление в сфере геологоразведки, бурения, эксплуатации новых месторождений на шельфе северных морей, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
В последнее время, у отечественной продукции нефтегазового машиностроения с одной стороны, заметно улучшилось качество некоторых видов оборудования: буровых установок, редукторных турбобуров, буровых долот, установок электроцентробежных насосов и т.п. Но, с другой стороны, это повышение качества повлекло за собой рост цен, в то время как низкая стоимость отечественной техники была и пока остается весомым фактором конкурентоспособности. Продолжает развиваться фирменный сервис на ряде крупных предприятий нефтегазового машиностроения.
Однако кроме приятных моментов экспертами отмечаются и негативные тенденции, которые требуют привлечения к себе внимания как бизнеса, так и государства:
-  потеря некоторых традиционных рынков сбыта (Сирия, Ирак, Иран, Вьетнам, Китай, Казахстан, Азербайджан, Украина);
-  импортозависимость отрасли от специализированных технологий и наукоемкой продукции;
-  существование политики двойных стандартов по отношению к российским производителям (более «мягкие» требования к импортному оборудованию),
-  активная экспансия китайских поставщиков нефтегазового оборудования,
-  относительно низкое качество материалов и комплектующих российского производства.
Таким образом, предприятия НГМ зависят от политики государства в области внешней торговли, от принимаемых систем сертификации продукции, а также прямой финансовой поддержки и других факторов.

Статья
Несмотря на кризис, потреблять рыбы в России стали больше

По содержанию внутренних бизнес-процессов российский рынок рыбы (улова рыбы и добычи морепродуктов, производства рыбной товарной пищевой продукции, консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов) сложен и многогранен. К такому выводу пришли специалисты Информационного агентства «Крединформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов в России: состояние, тенденции и перспективы его развития». По мнению экспертов, такая характеристика объясняется наличием на рынке большого количества (более десятка тысяч) игроков: рыбаков, рыбоперерабатывающих предприятий, оптовиков, поставщиков импортной продукции, а также компаний, предприятий, хозяйств, торговых сетей, обладающих определенной инфраструктурой.
В связи с этим российскому рынку рыбы присуще множество проблем, угроз и входных барьеров, основными среди которых являются: высокие административные барьеры, отсутствие технических регламентов и крупных покупателей на рынке В2В, инфраструктурные ограничения, низкий уровень конкуренции, незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов и нелегальный вывоз рыбной продукции за рубеж, снижение запасов водных биоресурсов, импортозависимость, вопрос качества продаваемых продуктов рыболовства и рыбоводства, состояние рыболовецкого флота и другие. Кроме того, при положительных тенденциях в рыбной отрасли экономический кризис все-таки не обошел ее стороной. Последствиями влияния экономического кризиса в России, как отмечают эксперты, явились: рост дебиторской задолженности, проблемы с получением кредитов, сокращение прибыли, изменение рентабельности в сторону снижения и т.п.
Тем не менее, несмотря на кризис, в 2009 году отрасль сумела устоять в сложившихся условиях и показатели темпов роста улова рыбы и добычи морепродуктов выросли до уровня 114%, производства товарной пищевой рыбной продукции без рыбных консервов в натуральном выражении - около 107%. При этом по отрасли за период 2005-2009гг. средний темп прироста улова рыбы и добычи морепродуктов составил 4-5%, производства товарной пищевой рыбной продукции без рыбных консервов в натуральном выражении – чуть больше 4%.
Совершено противоположная ситуация за последние пять лет в России сложилась с производством рыбных консервов, включая консервы из морепродуктов. В 2009 году производство и соответственно потребление консервов резко снизилось и достигло всего лишь 79,5%. Таким образом, в целом по отрасли за период 2005-2009гг. средний темп производства консервов имеет тенденцию к снижению (-2,8%) и существует вероятность ее сохранения в ближайшей перспективе.
Основная доля улова рыбы и добычи морепродуктов, а также переработки и производства товарной пищевой рыбной продукции осуществляется в Дальневосточном федеральном округе (ФО) - более 60%, а ее продажа крупными и средними предприятиями оптовой торговли в Сибирском ФО – почти 30%. Наибольшая доля в производстве консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов отмечена в Северо-Западном ФО – более 57%, а их продажа крупными и средними предприятиями оптовой торговли в Центральном ФО – более 30%.
В дальнейшем эксперты в целом по базовому варианту прогнозируют рост российского рынка рыбы в натуральном выражении на уровне 4%, в стоимостном – около 9%.