Статья
Внесены изменения в Федеральный закон «О коммерческой тайне»

Федеральным законом от 18.04.2018 № 86-ФЗ внесены изменения в статью 5 ФЗ «О коммерческой тайне» устраняющие юридическое расхождение понятий «заработная плата» и «социальные выплаты».

Пункт 6 статьи 5 ФЗ «О коммерческой тайне» гласил, что понятие коммерческой тайны не распространяется на сведения «о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам». Т.е. заработная плата была отнесена к социальным выплатам, что вступает в противоречие с нормами Трудового кодекса РФ.

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату как вознаграждение за труд в соответствии с квалификацией работника, сложностью, количеством, качеством и условиями выполняемых работ. К этому же понятию относятся различные компенсации и премии. Социальные выплаты, в свою очередь, не отнесены к заработной плате и не включены в фонд оплаты труда.

Данным Федеральным законом для ликвидации этой нестыковки в пункте 6 статьи 5 ФЗ «О коммерческой тайне» формулировка «по иным» исключена. Таким образом, коммерческая тайна не может распространяться на сведения о долгах работодателей перед работниками по зарплате и социальным выплатам.

Справочно
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, задолженность по заработной плате в целом по стране по состоянию на 1 января 2018 года была просрочена почти перед 40 тыс. работников. В 2018 году по сравнению с предыдущим годом наблюдается сокращение численности работников, перед которыми имеется задолженность по зарплате (Таблица 1).

Таблица 1. Численность работников списочного и несписочного состава, перед которыми организация имеет просроченную задолженность по заработной плате
  на 01.01 на 01.02 на 01.03 на 01.04
2017 г. 49 104 62 505 69 346 63 205
2018 г. 39 929 44 177 47 924 46 720
2018 г. к 2017 г., % -19 % -29 % -31 % -26 %
Статья
Тенденции деятельности крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) производители хлебобулочных и кондитерских изделий (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы — показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Производители хлебобулочных и кондитерских изделий с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2016 г.
№ п/п в ТОП-1000 Наименование, ИНН, регион Стоимость чистых активов, млн руб.* Индекс платежеспособности Глобас
2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6
1. ООО МАРС
ИНН 5045016560
Московская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
66 325 80 994 82 668 190 Наивысший
2. НАО ФЕРРЕРО РУССИЯ
ИНН 5044018861
Владимирская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
8 280 11 118 13 418 146 Наивысший
3. ПАО КОНДИТЕРСКИЙ КОНЦЕРН БАБАЕВСКИЙ
ИНН 7708029391
г. Москва
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
9 814 10 533 10 544 200 Высокий
4. НАО КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА СЛАВЯНКА
ИНН 3128001300
Белгородская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
8 945 10 933 10 333 224 Высокий
5. ООО МОН ДЭЛИС РУСЬ
ИНН 3321020710
Владимирская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
10 342 4 273 5 426 232 Высокий
996. ООО РУСКО
ИНН 5022070360
Московская область
Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения
84 -72 -181 342 Удовлетворительный
997. ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ ВОЛКОНСКИЙ
ИНН 7704639396
г. Москва
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения
-146 -128 -196 325 Удовлетворительный
998. ООО БАРИЛЛА РУС
ИНН 5044022794
Московская область
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения
1 020 2 -333 245 Высокий
999. ООО КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА
ИНН 5754022855
Орловская область
Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий
-400 -470 -497 315 Удовлетворительный
1000. ООО КЕЛЛОГГ РУС
ИНН 5045016560
Воронежская область
Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения
-5 702 -7 608 -7 778 273 Высокий

* — в столбцах 4 и 5 зеленой и красной заливкой выделены соответственно показатели роста или снижения к предыдущему периоду.

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах

Выручка от реализации

Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 40% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000 Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к росту объемов выручки (Рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах Рисунок 3. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах

Прибыль и убытки

Объем прибыли 10 ведущих предприятий отрасли в 2016 году составил 81% от суммарной прибыли компаний ТОП-1000 (Рисунок 4).

Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000 Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000

За трехлетний период средние значения показателей прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к снижению, при этом увеличивается средний размер чистого убытка (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах Рисунок 5. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах

Основные финансовые коэффициенты

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) — коэффищиент, показывающий достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

За трехлетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились выше интервалов рекомендуемых значений — от 1,0 до 2,0 (Рисунок 6). В целом показатель коэффициента имеет тенденцию к росту.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли.

Для производителей хлебобулочных и кондитерских изделий практическое значение коэффициента общей ликвидности составило от 1,79 раза и от 1,38 раза, соответственно.

Рисунок 6. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах Рисунок 6. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах

Коэффициент рентабельности инвестиций (отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств) — коэффициент, демонстрирующий отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

В течение трех лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций, с тенденцией к снижению (Рисунок 7).

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах

Коэффициент оборачиваемости активов (отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период) — коэффициент, характеризующий эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За трехлетний период данный коэффициент деловой активности в целом демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 8).

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в 2014 — 2016 годах

Структура деятельности

Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на производстве шоколада и сахаристых кондитерских изделий (Рисунок 9).

Рисунок 9. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000, % Рисунок 9. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000, %

67% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 компаний отрасли, % Рисунок 10. Доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 компаний отрасли, %

Основные регионы деятельности

Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 79 регионах (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности

Оценка финансового положения компаний отрасли показывает, что набольшая часть из них находится в устойчивом финансовом положении и выше среднего (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скоринговой оценке бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас

Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод

Комплексная оценка деятельности крупнейших российских производителей хлебобулочных и кондитерских изделий, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании благоприятных тенденций в отрасли. Однако, настораживающими факторами являются снижающиеся прибыльность, инвестиционная и деловая активность.