Уважаемые дамы и господа,
Российские регионы весьма неоднородны по площади, численности населения, ресурсному, научно-промышленному, торговому потенциалу, уровню социально-экономического развития. Для их сопоставления было разработано множество различных методик и рейтингов, использующих набор оценок или определённый показатель, по которому происходит ранжирование. В связи с этим интересно рассмотреть субъекты России с точки зрения отношения расходной части регионального бюджета к численности населения.
Большая часть территорий РФ обладает дотационным статусом, их казна в той или иной мере зависит от межбюджетных трансфертов из федерального центра. Политика государства направлена на бюджетное выравнивание диспропорций регионального развития, которые продолжают оставаться очень высокими. Так, абсолютно ожидаемо, первые строчки рейтинга регионов по уровню бюджетной обеспеченности с существенным отрывом, заняли регионы Крайнего Севера, богатые природными ресурсами, составляющими основу нашего экспорта, а также экономические и политические центры – Москва и Санкт-Петербург.
Лидер рейтинга - Ненецкий автономный округ с населением чуть более 40 тыс. чел. имеет расходную часть бюджета, сопоставимую с бюджетом Республики Марий Эл, в которой проживает почти 700 тыс. чел. На одного жителя в этом северном регионе приходится больше всего средств на душу населения в стране – 425 тыс. руб. на чел. в год, тогда как в Республике Марий Эл в 13 раз меньше – 32 тыс. руб. на чел. в год.
Несмотря на столь высокий уровень расходной части бюджета в расчёте на человека, в районах Крайнего Севера жизнь сама по себе очень дорогая, а весьма суровые природно-климатические условия и недостаточно развитая инфраструктура приводят к высокому миграционному оттоку наиболее мобильных групп граждан и естественному сокращению населения (за исключением автономных округов Тюменской области). В одной только Магаданской области (5-е место рейтинга) население с 1989 г. по 2015 г. сократилось в 3,7 раза (с 542,9 тыс. чел., до 148,1 тыс. чел.). Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень жизни, привлекательность этих мест для жизни на сегодняшний день остается крайне низкой.
В настоящее время Москва объективно остается самым желаемым местом для жизни среди всех регионов России, как по природным условиям, так и социально-экономическому положению. Столица с показателем расходной части бюджета в 134 тыс. руб. на одного жителя, занимает восьмую позицию рейтинга, имея при этом самое большое население среди всех 85 субъектов (12,2 млн. чел.).
Миграционное давление в московском регионе будет сохраняться до тех пор, пока соседние территории не приблизят свое развитие до столичного уровня. Для сравнения, расходная часть бюджета на душу населения Калужской области меньше бюджета Москвы в 2,9 раза. Выравнивание диспропорций должно осуществляться не только за счет развития производства и сферы услуг, но и в изменении правил регистрации предприятий - по месту ведения основной деятельности. Примером может служить тот факт, что практически все крупнейшие топливно-энергетические компании России зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, а их производственная деятельность ведется далеко за пределами этих городов. Концентрация юридических лиц в столицах служит косвенным тому подтверждением: по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® Информационного агентства Credinform, в Москве сегодня работает 1 102,2 тыс., а в Петербурге – 357,6 тыс. юридических лиц, что составляет порядка 31% всех действующих организаций страны.
В свою очередь Санкт-Петербург замыкает первую десятку рейтинга – 91 тыс. руб. на чел., причем, несмотря на небольшой рост расходной части бюджета в 2015 году, положительная динамика численности населения привела к сокращению расходов на душу населения (-0,6%).
Самые низкие показатели были зафиксированы традиционно в регионах Северного Кавказа: Республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания – по 28 тыс. руб. на чел.
Бюджеты Республики Крым и Севастополя за счет существенных федеральных дотаций, продемонстрировали самый впечатляющий рост расходной части: на 230% и 102% соответственно (эффект объясняется низкой базой прошлого периода, когда их казна формировалась еще в составе Украины). В общем рейтинге Севастополь занял 35 место, Республика Крым – 57 место, что выше соседнего Краснодарского края.
Ранг | Субъект РФ | Расходная часть бюджета 2015 г. (на момент принятия), тыс. руб. | Расходы бюджета на человека в год, тыс. руб. | Прирост (снижение) показателя расходной части бюджета на душу населения к 2014, % |
1 | Ненецкий автономный округ | 18 438 763 | 425 | 49,8 |
2 | Чукотский автономный округ | 21 031 142 | 416 | 15,8 |
3 | Сахалинская область | 129 900 383 | 266 | 13,5 |
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 117 249 240 | 217 | 8,3 |
5 | Магаданская область | 27 736 321 | 187 | -2,0 |
... | ... | ... | ... | ... |
81 | Карачаево-Черкесская Республика | 13 731 547 | 29 | -1,2 |
82 | Республика Калмыкия | 8 129 643 | 29 | 3,9 |
83 | Саратовская область | 72 063 925 | 29 | 1,2 |
84 | Республика Северная Осетия - Алания | 19 928 645 | 28 | -2,5 |
85 | Республика Дагестан | 84 346 884 | 28 | 4,0 |
Таким образом, в России сохраняются существенные диспропорции в региональном развитии: разница расходной части бюджета на душу населения между территориями достигает 15 раз. Существующая система распределения налогов привела к тому, что есть несколько регионов-доноров, при том, что большая часть субъектов получает ежегодную дотацию из федерального бюджета на выравнивание расходов, что приводит к снижению инициативы экономического роста.
Всю возможную информацию о предприятиях различных регионов Российской Федерации Вы можете получить из ежедневно обновляемой Информационно-аналитической Системы Глобас-i®. Аналитические справки о состоянии экономики как России в целом, так и её субъектов Вы можете получить, обратившись к нашим специалистам Отдела по работе с клиентами:
+7 (812) 406 8414 (Санкт-Петербург), +7 (495) 640 4116 (Москва).
Уважаемые дамы и господа,
Несмотря на существенные охлаждения отношений со странами запада, блок государств Европейского союза остается основным внешнеторговым партнером России. На его долю в 2014 году пришлось 48,2% торговли в денежном выражении (377,4 млрд долл. США). И что примечательно, для самого ЕС Россия в этом отношении остается третьей по важности страной, после Китая и США, незначительно им уступая.
Однако война санкций, а также стагнация российской экономики привели к сокращению показателя суммарного оборота с ЕС на 9,6%.
В целом, объем торговли России с другими государствами мира в 2014 году составил 783,5 млрд долларов США, что ниже уровня 2013 года на 7% (в 2013 г. 842,2 млрд долл. - максимальное значение за все постсоветское время). Всего в экспортно–импортных операциях с РФ участвовало 239 стран и территорий.
Импорт за рассматриваемый период снизился больше, чем российский экспорт – импорт на 9,2%, экспорт на 5,6%. В стоимостном выражении импорт составил 285,9 млрд долл. США, экспорт – 497,6 млрд долл. США.
Основным фактором снижения импорта стала девальвация рубля, волны которой продолжались весь 2014 год, а также падающий спрос. Заменить выпадающий импорт будет непросто: если во время кризиса 1998 года девальвация и падение импорта усилили внутренних производителей за счет задействования ранее неиспользовавшихся мощностей, то сейчас этот ресурс ограничен.
Если обратиться к рейтингу самых важных торговых партнеров без учета экономических объединений, то Китай занимает первую строчку (88,4 млрд долл.), Нидерланды находятся на втором месте (73,3 млрд долл.), Германия – на третьем (70,1 млрд долл.).
Внешнеторговый оборот с соседней Украиной упал на 29,6% (до 27,9 млрд долл.), в 2015 году негативная тенденция по стремительному сокращению показателей, уже очевидно, продолжится. Несмотря на вводимые санкции, в 2014 г. на 5,5% увеличилась торговля с США (до 29,2 млрд долл.).
№ п.п. | Страны-партнеры | Внешнеторговый оборот РФ за 2014 г., млн. долларов США | Прирост (снижение) к 2013 г., % | Доля внешнеторгового оборота к итогу, % |
Всего | 783 453,7 | -7,0 | 100 | |
ЕС | 377 390,5 | -9,6 | 48,2 | |
1 | Китай | 88 373,4 | -0,5 | 11,3 |
2 | Нидерланды | 73 284,0 | -3,5 | 9,4 |
3 | Германия | 70 087,6 | -6,5 | 8,9 |
4 | Италия | 48 471,2 | -10,0 | 6,2 |
5 | Турция | 31 620,3 | -3,4 | 4,0 |
6 | Беларусь | 31 511,3 | -7,8 | 4,0 |
7 | Япония | 30 793,9 | -7,3 | 3,9 |
8 | США | 29 146,2 | 5,5 | 3,7 |
9 | Украина | 27 862,3 | -29,6 | 3,6 |
10 | Южная Корея | 27 300,2 | 8,5 | 3,5 |
С другой стороны, в минувшем году Россия начала процесс постепенного перераспределения торговых потоков в сторону стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, среди основных стран-партнеров с суммарным оборотом свыше 3 млрд долл., Сингапур занял первое место (см. табл. 2) по показателю его прироста (+152,5% к 2013 г.), затем следует Египет (+86%).
№ п.п. | Страны-партнеры | Прирост внешнеторгового оборота РФ к 2013 г., % | Объем внешнеторгового оборота, млн. долларов США |
1 | Сингапур | 152,5 | 6 156,2 |
2 | Египет | 86,0 | 5 478,7 |
3 | Дания | 23,2 | 4 506,9 |
4 | Малайзия | 22,7 | 3 297,0 |
5 | Латвия | 19,8 | 13 450,4 |
6 | Таиланд | 18,7 | 3 986,5 |
7 | Бразилия | 15,7 | 6 335,5 |
8 | Азербайджан | 12,0 | 4 009,1 |
9 | Эстония | 10,7 | 5 326,9 |
10 | Бельгия | 8,8 | 12 798,7 |
Структура российского экспорта во многом остается однородной и в основе своей состоит из исчерпаемых ресурсов. За исключением нефти и газа, страна импортирует черные металлы (4,1% от общей суммы экспорта в денежном выражении), драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг (2,4%), высокотехнологичное оборудование для атомной энергетики (1,9%), удобрения (1,8%), вооружение (1,8%), древесину (1,6%), продукцию химической промышленности (1,5%), злаки (1,4%), алюминий (1,3%) и другие товары (12,7%).
Рисунок 1. Структура российского экспорта в денежном выражении, 2014 г., %
Структура российского импорта не столь однородна. Россия закупает широкий перечень продукции, главным образом оборудование для энергетики (18,2% от общей суммы импорта в денежном выражении), электрические машины и оборудование (11,8%), грузовые и легковые машины (11%), лекарственные средства (4,5%), пластмассы (3,8%) и др. (см. рис. 2).
Рисунок 2. Структура российского импорта в денежном выражении, 2014 г., %
По прогнозам аналитиков Информационного Агентства Credinform, наблюдаемое сокращение объема внешней торговли продолжится в текущем году, но будет временным явлением. При стабилизации курса, экономической ситуации и при расширении доступа к кредитным ресурсам в 2016 году можно ожидать возобновление роста. Уже сегодня Россия находит новых партнеров и открывает для себя другие рынки, несмотря на внешние ограничения. Изоляции, о которой говорят некоторые лидеры западных стран, не происходит.
Всю возможную информацию, как о российских компаниях, так и зарубежных, а также аналитические справки по различным отраслям экономики Вы можете получить, обратившись к нашим специалистам Отдела по работе с клиентами:
+7 (812) 406 8414 (Санкт-Петербург), +7 (495) 640 4116 (Москва).