По итогам первого квартала 2016 года замедлился спад экономики России. Данная тенденция наблюдается с середины 2015 года и, как видно, сохранилась в первом квартале 2016 года. Этот факт позволил главе Минэкономразвития заявить, что экономика России вышла из рецессии еще в 3-м квартале 2015 года. По оценкам ведомства, ВВП в первом квартале 2016 года, с исключением сезонного фактора, снизился всего лишь на 0,2% по сравнению с четвертым кварталом 2015 года и это лучше, чем предполагалось.
Ожидается, что промышленное производство покажет положительный результат на конец текущего года. Из отраслей надежды возлагаются на пищевую промышленность, нефте- и газохимию, производство минеральных удобрений, определенных видов оборудования. Несмотря на позитивные ожидания, не всё так однозначно: казалось бы, повышение сальдированной прибыли компаний в 2015 году на 53% должно было стать толчком экономического роста, однако инвестиционные вложения при этом упали и продолжают снижаться.
Считается, что наметив и добившись конкретных конечных целей, например: достигнуть инфляции в 4%, удержать дефицит бюджета на уровне 3% ВВП, раздать денежные средства нуждающимся путем эмиссии, можно получить успех. Однако, как показывает практическая ситуация, ни ужесточение монетарной политики (жесткий контроль расходов и доходов бюджета), ни вливание эмиссионных денежных средств не толкнут в рост экономику России.
Как отмечают специалисты, нужна «сложная и умная экономическая политика» и Минэкономразвития видит ее реализацию через решение следующих масштабных задач:
1. Создание инвестиционного ресурса.
Здесь подразумеваются не столько условия для вложения инвестиций, сколько формирование среды для снижения издержек компаниями, в результате чего будет повышаться их доход. Первыми шагами должны стать ограничение тарифов монополий и снижение административных издержек бизнеса.
2. Направление средств ресурса на реальное инвестирование.
При решении данной задачи серьезное опасение вызывает использование выделенных ресурсов в иных целях, например, вывод их за рубеж, что попадает под понятие «отток капитала» или «складирование» на своих счетах, что приведет к росту краткосрочных активов. Такой ситуации можно избежать при высоком уровне доверия между бизнесом и госорганами, а также улучшения бизнес-климата в целом.
3. Применение специальных инструментов поддержки.
В качестве таких инструментов рассматриваются проектное финансирование, государственно-частное партнерство. Под проектным финансированием понимается целевой кредит на реализацию инвестиционного проекта, при этом возврат выделенных средств происходит из денежных доходов, полученных в ходе его развития. Государственно-частное партнерство – с одной стороны, это форма взаимодействия государства и бизнеса, с другой стороны, это совместные финансовые вложения на взаимовыгодных условиях для решения значимых задач.
4. Формирование спроса на продукцию российских компаний.
Внутренний спрос на отечественную продукцию предлагается формировать за счет поддержки проектов импортозамещения, внешний – путем поддержки не сырьевого экспорта.
Проведение ответственной макроэкономической политики, реализация внутренних структурных преобразований, снижение барьеров для бизнеса, предсказуемость фискальной нагрузки, развитие рынка капитала, защита прав собственности, не повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сдержанность роста тарифов - все это, как ожидается, должно стимулировать рост экономики.
Несмотря на продолжающуюся второй год рецессию (5-й квартал подряд), санкции и общее снижение деловой активности, Россия не отказывается от идеи проведения у себя дома знаковых международных экономических форумов. На данных площадках страна в сложившихся непростых условиях ведения бизнеса, в особенности с западными партнерами, стремится привлекать инвестиции. Крупнейшее из готовящихся событий – Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) состоится 16-18 июня 2016 г. и станет XX - юбилейным.
Ретроспективный анализ динамики привлеченного иностранного капитала представляет особый интерес особенно сегодня, в свете известных сложностей (см. рисунок 1). В настоящее время помимо санкций существует «рекомендуемый» запрет со стороны властей ряда иностранных государств поддерживать контакты с российскими контрагентами и государственным структурами. Это касается крупнейших зарубежных компаний и банковского сектора.
Приходится констатировать, что во многом санкционная политика имеет свои негативные последствия: по итогам 2015 г. объем прямых иностранных инвестиций (здесь и далее - ПИИ) составил «скромные» $4,8 млрд, что является самым низким показателем начиная с 2002 г. Спад привлеченных средств к уровню 2014 г. составил более 78%, а по сравнению с «докризисным» 2013 г. инвестиции «обвалились» на 93%. В предыдущий кризис 2009 г. инвестиции составили недосягаемые ныне $36,6 млрд.
При несопоставимом масштабе и структуре экономики в сравнении с 2002 г., текущая ситуация с инвестициями, очевидно, вызвана внешними административными причинами, мало сопряженными с правилами свободного рынка, движения капитала и честной конкуренции.
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций за весь период наблюдения (по данным ЦБ РФ), с 1994 г. по 2015 гг. достиг $513,9 млрд.
Не менее интересным выглядит изменение региональной структуры происхождения ПИИ (см. рисунок 2). В период с 2007 по 2013 гг. - годы, предшествующие санкциям и резкому ухудшению отношений с западом, наибольший общий объем накопленных ПИИ приходился на Кипр, Нидерланды и Люксембург.
После обострения российских геополитических отношений с Европой и США, структура происхождения ПИИ резко изменилась. По итогам 2014-2015 гг. 28% от общего объема накопленных ПИИ поступило из островного государства Багамы, 16% - из Британских Виргинских островов, на территории которых не распространяются директивы ЕС (см. рисунок 3). Республика Кипр потеряла роль ведущей страны-происхождения ПИИ в РФ.
Если рассмотреть структуру наколенных ПИИ в отраслевом разрезе (см. рисунок 4), можно выделить наиболее привлекательные сегменты российской экономики для иностранного капитала. За период 2010–2015 гг., после кризиса 2008-2009 гг., больше всего инвестиций поступило в оптовую и розничную торговлю; финансовую деятельность и страхование и обрабатывающие производства. Ведущая экспортно-ориентированная отрасль – добыча полезных ископаемых, получила лишь 14,6% общего объема накопленных ПИИ за последние 6 лет.
Некогда распространенный миф о том, что «российская нефтяная отрасль не выживет без западных инвестиций», или миф о том, что «Россия кроме первичного углеводородного сырья ничего не производит и вкладываться больше некуда», не выдерживает критики на основе фактологических данных.
В денежном выражении объем накопленных ПИИ за 2010-2015 гг. в оптовую и розничную торговлю превысил $64,7 млрд; финансовую и страховую деятельность - $51,6 млрд, обрабатывающие производства - $46,8 млрд (см. таблицу 1).
Таблица 1. Суммарный объем накопленных ПИИ по отраслям за 2010-2015 гг., $ млрд
№ | Вид экономической деятельности | млрд, $ |
---|---|---|
1 | Оптовая и розничная торговля | 64,7 |
2 | Финансовая деятельность, страхование | 51,6 |
3 | Обрабатывающие производства | 46,8 |
4 | Добыча полезных ископаемых | 35,8 |
5 | Предоставление прочих услуг | 14,3 |
6 | Строительство | 12,7 |
7 | Недвижимость | 8,9 |
- | Другое | 10,2 |
Большая часть ПИИ в обрабатывающей промышленности (см. таблицу 2) за 2010-2015 гг. направлена на вложения в производство кокса и нефтепродуктов - $20,9 млрд. Таким образом, инвестиции в предприятия, выпускающие продукт с высокой добавленной стоимостью, сопоставимы с вложениями во всю сферу добычи полезных ископаемых ($35,8 млрд).
Химическое производство занимает второе место по привлекательности для иностранных инвесторов и аккумулирует $5,4 млрд.
Таблица 2. Суммарный объем накопленных ПИИ в обрабатывающих производствах за 2010-2015 гг., $ млрд
№ | Сегменты обрабатывающих производств | млрд, $ | Доля, % |
---|---|---|---|
Обрабатывающие производства, в том числе: | 46,8 | 100 | |
1 | Производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | 20,9 | 44,6 |
2 | Химическое производство | 5,4 | 11,5 |
3 | Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 4,9 | 10,4 |
4 | Производство транспортных средств и оборудования | 4,2 | 8,9 |
5 | Производство неметаллических минеральных продуктов | 2,8 | 6,1 |
6 | Производство электрооборудования, оптики | 2,6 | 5,5 |
7 | Производство машин и оборудования | 1,9 | 4,0 |
8 | Производство резиновых и пластмассовых изделий | 1,3 | 2,7 |
9 | Обработка древесины и производство изделий из дерева | 1,1 | 2,4 |
10 | Целлюлозно-бумажное производство; издательство | 0,9 | 1,9 |
11 | Металлургическое производство | 0,5 | 1,0 |
12 | Прочие производства | 0,3 | 0,6 |
13 | Текстильное и швейное производство | 0,1 | 0,3 |
14 | Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 0,0 | 0,1 |
Среди наиболее привлекательных для ПИИ субъектов РФ на первом месте ожидаемо находится Москва, которая привлекла 57% всех ПИИ за последние пять лет, что в денежном эквиваленте составляет $115,1 млрд. Данный факт не вызывает удивления: по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i в Москве на 1 мая 2016 г. зарегистрировано 1,1 млн действующих юридических лиц из общего числа 4,8 млн зарегистрированных в России организаций.
На втором месте со значительным отрывом от столицы следует Тюменская область (без автономных округов), в которую было вложено $29,3 млрд.
Замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург. Город на Неве получил за последние 5 лет $15,4 млрд ПИИ.
В настоящее время российскому бизнесу приходится развиваться во многом за счет своей прибыли, которая падает у компаний, ориентированных на внутренний спрос. Связано это со снижением потребительской активности.
Искусственное ограничение законов движения капитала приведет к недофинансированию потенциально привлекательных секторов нашей экономики, приносящих высокую норму прибыли западному инвестору. Находясь в режиме санкций, что, по всей видимости, надолго, а также учитывая невозможность привлечения кредита внутри страны по низким процентам, Россия может столкнуться с проблемами в будущем. Во избежание усиления негативных тенденций необходимо продолжать работу по привлечению инвесторов с других рынков и ослабить денежно-кредитную политику, путем увеличения денежной массы и снижения процентных ставок.
Помимо инструментов макроэкономического характера, привлекает инвестиции через выпуск суверенных облигаций. Данное событие произошло в конце мая 2016 г. Впервые с момента введения санкций страна разместила свои евробонды на сумму $1,75 млрд, причем $1,2 млрд купили иностранные участники, около $550 млн - российские банки. Эксперты изначально ожидали ограниченный спрос среди зарубежных инвесторов в связи с тем, что в сделке не участвуют западные банки, а также учитывая тот факт, что расчеты по облигациям будут проходить через Россию, а не через ведущие международные компании. Однако общий объем книги заявок (спрос) составил около $7 млрд. Таким образом, возвращение России на международной рынок капитала можно рассматривать как достаточно успешное.