Статья
Тенденции деятельности компаний в сфере производства тары и упаковки

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности компаний в сфере производства тары и упаковки.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014, 2015, 2016 годы) предприятия по производству тары и упаковки (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы

Показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Компании в сфере производства тары и упаковки с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2016 г.
№ п/п в ТОП-1000 Наименование, ИНН, регион Стоимость чистых активов, млн руб.* Индекс платежеспособности Глобас
2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6
1. НАО НП НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ КАРТОННО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМ.С.П.ТИТОВА
ИНН 1650017638
Республика Татарстан
5 460 6 458 7 400 148 Наивысший
2. НАО ТЕТРА ПАК
ИНН 7706017070
г. Москва
3 082 4 931 6 784 177 Наивысший
3. ООО СТОРА ЭНСО ПАКАДЖИНГ ББ
ИНН 4003014954
Калужская область
2 330 3 233 4 649 148 Наивысший
4. ООО АЛПЛА
ИНН 5056000026
Московская область
1 921 2 707 3 813 136 Наивысший
5. НАО АРХБУМ
ИНН 2903003430
Архангельская область
2 088 2 608 3 425 176 Наивысший
996. ООО ПЕРВАЯ КАРТОНАЖНАЯ ФАБРИКА
ИНН 3902069327
Калининградская область
-192 -243 -319 366 Удовлетворительный
997. ООО ПОЛИПАК
ИНН 2632058496
Ставропольский край
-256 -452 -341 260 Высокий
998. ПАО КОНДРОВСКАЯ БУМАЖНАЯ КОМПАНИЯ
ИНН 4004001796
Калужская область
Находится в стадии ликвидации, 29.03.2017
-468 -569 -603 600 Неудовлетворительный
999. НАО РУССКИЙ ВИНО-ВОДОЧНЫЙ ТРЕСТ
ИНН 7703369034
г. Москва
Находится в стадии ликвидации, 02.11.2016
1 273 1 278 -2 163 600 Неудовлетворительный
1000. НАО МУЛЬТИФЛЕКС
ИНН 7711040733
г. Москва
-1 277 -2 757 -5 142 320 Удовлетворительный

*) – в столбцах 4 и 5 зеленой и красной заливкой выделены соответственно показатели роста или снижения к предыдущему периоду.

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний в сфере производства тары и упаковки в 2007 – 2016 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний в сфере производства тары и упаковки в 2007 – 2016 годах

Выручка от реализации

Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 29% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000 Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки среди производителей картонной упаковки (Рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний в сфере производства тары и упаковки в 2007 – 2016 годах Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний в сфере производства тары и упаковки в 2007 – 2016 годах

Прибыль и убытки

Объем прибыли 10 ведущих предприятий отрасли в 2016 году составил 51% от суммарной прибыли компаний ТОП-1000 (Рисунок 4).

Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000 Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-1000

Средние отраслевые значения показателей прибыли производителей картонной упаковки и деревянной тары за десятилетний период имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли компаний в сфере производства тары и упаковки в 2007 – 2016 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли компаний в сфере производства тары и упаковки в 2007 – 2016 годах

За трехлетний период средние значения показателей прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению. Увеличивается также и средний размер чистого убытка (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка крупнейших компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка крупнейших компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах

Основные финансовые коэффициенты

За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились выше интервала рекомендуемых значений – от 1,0 до 2,0 (Рисунок 7). В целом показатель коэффициента имеет тенденцию к увеличению.

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Экспертами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний в сфере производства тары и упаковки практическое значение коэффициента общей ликвидности составило в 2016 г. от 1,02 до 3,00.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах

В течение трех лет наблюдается снижение показателей коэффициента рентабельности инвестиций (Рисунок 8). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За трехлетний период данный коэффициент деловой активности в целом демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний в сфере производства тары и упаковки в 2014 – 2016 годах

Структура торговли

Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на производстве пластмассовых изделий для упаковывания товаров (Рисунок 10).

Рисунок 10. Распределение компаний по видам производимой продукции в суммарной выручке ТОП-1000, % Рисунок 10. Распределение компаний по видам производимой продукции в суммарной выручке ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности

Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 70 регионах (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности

Оценка финансового положения компаний отрасли показывает, что большая часть из них находится в устойчивом финансовом положении и выше среднего (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас

Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Таким образом, комплексная оценка деятельности компаний в сфере производства тары и упаковки, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о наличии разнонаправленных тенденций в зависимости от специализации производства. В целом, в отрасли наблюдается относительная стабильность.

Рэнкинг
Коэффициент платежеспособности крупнейших российских производителей тары и упаковки

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей тары и упаковки. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016, 2015, 2014 годы) компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение суммы собственного капитала к балансовой сумме и показывает зависимость компании от внешних займов. Рекомендуемое значение: > 0,5. Значение коэффициента ниже минимального говорит о зависимости от внешних источников получения средств, что может привести к кризису ликвидности, неустойчивому финансовому положению организации в случае ухудшения экономической ситуации.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент оборачиваемости собственных средств, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских производителей тары и упаковки (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль, млн руб. Коэффициент платежеспособности (x), > 0,5 Индекс платежеспособности Глобас
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
НАО НП НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ КАРТОННО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМ.С.П.ТИТОВА
ИНН 1650017638
Республика Татарстан
8 268 9 418 1 283 1 262 0,89 0,89 148 Наивысший
НАО АР КАРТОН
ИНН 2353017002
Краснодарский край
5 579 6 199 778 668 0,60 0,84 130 Наивысший
ООО АЛПЛА
ИНН 5056000026
Московская область
6 695 7 679 787 1 180 0,54 0,76 136 Наивысший
ООО СТОРА ЭНСО ПАКАДЖИНГ ББ
ИНН 4003014954
Калужская область
6 595 7 733 903 1 415 0,56 0,74 148 Наивысший
НАО СМЕРФИТ КАППА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ИНН 4703029321
Ленинградская область
5 451 6 347 250 481 0,66 0,70 144 Наивысший
НАО АРХБУМ
ИНН 2903003430
Архангельская область
6 169 7 650 217 817 0,47 0,57 176 Наивысший
НАО ТЕТРА ПАК
ИНН 7706017070
г. Москва
39 018 39 663 2 643 4 744 0,26 0,43 177 Наивысший
ООО ХУХТАМАКИ С.Н.Г.
ИНН 7724000760
Московская область
5 074 6 261 151 591 0,23 0,35 202 Высокий
НАО РЕТАЛ
ИНН 7704521059
Московская область
16 073 15 118 705 657 0,30 0,26 203 Высокий
НАО ГОТЭК
ИНН 4633000037
Курская область
5 789 6 695 159 77 0,00 0,01 232 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 104 710 112 762 7 876 11 893      
Среднее значение по компаниям ТОП-10 10 471 11 276 788 1 189 0,45 0,56  
Среднее значение по компаниям ТОП-1000 345 386 14 21      

Среднее значение коэффициента платежеспособности компаний ТОП-10 в 2016 году выше рекомендуемого значения. Шесть компаний из ТОП-10 в 2015 – 2016 годах увеличили показатели выручки и чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом (отмечены зеленым цветом в столбцах 2 – 5 Таблицы 1). Остальные компании показатели выручки или прибыли снизили (выделены красной заливкой в столбцах 2 – 5 Таблицы 1).

Рисунок 1. Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших российских производителей тары и упаковки (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент платежеспособности и выручка крупнейших российских производителей тары и упаковки (ТОП‑10)