Рэнкинг
Крупнейшие компании России

Экономика Российской Федерации находится на 6 в мире и 2 месте среди стран Европы по объему ВВП (по ППС1 ), а по объему номинального ВВП – 11 и 4 месте в мире и Европе. Россия занимает лидирующие позиции не только в добыче, но и в экспорте полезных ископаемых, а средства, поступающие от их продажи, формируют бюджет страны. Эксперты Информационного агентства Credinform решили провести исследование и ответить на интригующий вопрос какую долю занимают предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) среди Топ-30 крупнейших компаний, и подтверждается ли мнение о недостаточной диверсификации российской экономики.

Таблица 1. Топ-30 компаний России по выручке за 2019 г. и их сферы деятельности
Наименование Выручка 2019 г., млрд руб. Изменение к 2018 г. Сфера деятельности
1 НК РОСНЕФТЬ
Роснефть
6827,5 -2,0% Нефть и газ
2 ГАЗПРОМ
Газпром
4758,7 -8,1% Нефть и газ
3 РЖД
РЖД
1848,1 +18,5% Перевозки
4 ГАЗПРОМ НЕФТЬ
Газпром нефть
1809,8 -12,6% Нефть и газ
5 СУРГУТНЕФТЕГАЗ
Сургутнефтегаз
1555,6 +2,0% Нефть и газ
6 МАГНИТ
Магнит
1396,5 +9,0% Торговля
7 АГРОТОРГ
х5
1234,4 +19,0% Торговля
8 ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ
Газпром межрегионгаз
1099,1 -7,8% Нефть и газ
9 ТРАНСНЕФТЬ
Транснефть 3
960,8 +2,5% Нефть и газ
10 ПЕРЕКРЕСТОК
Перекресток
906,7 +3,2% Торговля
11 ГМК НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ
Норильский Никель
878,1 +44,2% Металлургия
12 ЛУКОЙЛ ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ
Лукойл западная сибирь
849,7 -1,2% Нефть и газ
13 ТАТНЕФТЬ
Татнефть 2
827,0 +4,3% Нефть и газ
14 ТК МЕГАПОЛИС
ТК Мегаполис
744,9 +6,1% Торговля
15 НК БАШНЕФТЬ
Башнефть
703,1 -6,9% Нефть и газ
16 ГАЗПРОМНЕФТЬ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ
Газпром нефть региональные продажи
617,9 -6,7% Нефть и газ
17 АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ
Аэро-флот
551,8 +9,3% Перевозки
18 НОВАТЭК
Новатэк
528,5 -5,7% Нефть и газ
19 САМОТЛОРНЕФТЕГАЗ
Самотлорнефтегаз
468,8 +0,8% Нефть и газ
20 СИБУР ХОЛДИНГ
Сибур
462,9 -4,8% Нефть и газ
21 СЕВЕРСТЕЛЬ
Северсталь 1
457,6 +5,7% Металлургия
22 КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ
Росэнергоатом
456,7 +17,0% Электроэнергия
23 ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
456,4 -0,9% Нефть и газ
24 ЛЕНТА
Лента
445,0 +1,4% Торговля
25 ЛУКОЙЛ
Лукойл
444,5 +68,1% Нефть и газ
26 ЛУКОЙЛ-КОМИ
Лукойл-Коми
442,4 -5,1% Нефть и газ
27 МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ
Магнитогорский металлургический комбинат
434,9 -5,1% Металлургия
28 НОВОЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ
Новолипецкий металлургический комбинат
421,8 -14,6% Металлургия
29 ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ
ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез
390,8 +0,7% Нефть и газ
30 ВАНКОРНЕФТЬ
Ванкорнефть
383,3 -9,9% Нефть и газ

1ППС – Паритет покупательной способности

Источник: Информационно-аналитическая Система Глобас, продукт Credinform;

С помощью анализа удалось определить, что среди Топ-30 компаний доминирующее положение занимают предприятия топливно-энергетического комплекса, их доля составляет 60%. На рисунке 1 представлено распределение долей по отраслям экономики среди 30 крупнейших компаний России.

Рисунок 1. Распределение компаний рэнкинга по отраслям экономики Рисунок 1. Распределение компаний рэнкинга по отраслям экономики

Результаты рэнкинга показали, что лидирующее положение в экономики остается за нефтегазовыми компаниями, но означает ли это, что российская экономика недостаточно диверсифицирована? Отнюдь. Не стоит забывать, что Российская Федерация занимает второе место в мире по экспорту и добыче сырой нефти, а также второе место по добыче и первое по экспорту природного газа. Отсюда высокая концентрация компаний топливно-энергетического комплекса. Если список Топ-30 крупнейших организаций расширить до Топ-100, то концентрация и доля нефтегазовых предприятий заметно уменьшится.

Статья
Изменения в законодательстве

Федеральным законом от 02.08.2019 №282-ФЗ были приняты поправки в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Поправками предусматривалось лицензирование следующих видов деятельности:

  • скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома этих изделий;
  • обработка или переработка лома и отходов драгоценных металлов, за исключением лома и отходов, получившихся и собранных организациями и ИП при собственном производстве, либо ювелирных и других изделий из драгметаллов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителям.

Об этом мы сообщали в нашей публикации «Изменения в Закон о лицензировании» от 16.09.2019.

Согласно поправкам, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны оформить соответствующие лицензии, или завершить деятельность в срок не позже 2 февраля 2021 года.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2020 №1418 утверждены два Положения:

1 Положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);

2 Положение о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

В соответствии с данными Положениями соискатели лицензий должны отвечать следующим требованиям:

- наличие зданий, строений, сооружений и помещений или их частей, в каждом из мест осуществления деятельности, принадлежащих на праве собственности или другом законном основании;

- наличие необходимого весоизмерительного оборудования, принадлежащего на праве собственности или другом законном основании;

- наличие не менее одного работника, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Технологии материалов» или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (более 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в данной области не менее одного года. Данное требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей – соискателей лицензий, представляющих документы в отношении самих себя.;

- наличие систем учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов.

За предоставление лицензий, их переоформление или выдачу дубликатов взимается государственная пошлина.

До утверждения Правительством РФ критериев отнесения данных видов деятельности к определенной категории риска плановые проверки в порядке лицензионного контроля не предусмотрены.

Лицензирование указанных видов деятельности осуществляет Федеральная пробирная палата.

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас имеют возможность ознакомиться со всей доступной информацией (в том числе архивной) обо всех субъектах, занимающихся обработкой или переработкой лома и отходов драгоценных металлов.