Статья
Полет нормальный

Российский авиарынок снова растет

Преодолев последствия кризиса, российские авиаперевозчики наращивают обороты. Объемы перевозок пассажиров стабильно растут, а участники рынка с оптимизмом смотрят в будущее на фоне последних решений Правительства.

Отрасль на взлете. Официальные данные Росавиации за январь – май 2017 года свидетельствуют: российский авиарынок растет, причем темпам его роста может позавидовать большинство отраслей отечественной экономики. За первые пять месяцев текущего года российские авиакомпании перевезли почти 36 млн пассажиров, что на 22% больше результата за аналогичный период 2016-го года. Пассажирооборот с начала года увеличился на 25% и составил чуть менее 89 млрд пассажиро-километров, грузооборот прибавил 23%, дойдя до отметки в 3 млрд тонно-километров. Вырос на 2,7 п. п. и процент занятости кресел (79,3% по итогам рассматриваемого периода).

Факторы роста. Аналитики связывают рост рынка с несколькими факторами. Во-первых, резко увеличился спрос на высокодоходные международные рейсы, а значит авиакомпании смогли приспособиться к отсутствию египетского и украинского направлений. В результате впервые за долгое время загрузка на зарубежных рейсах оказалась выше загрузки внутри страны. Во-вторых, одновременно с неизменными лидерами рынка – пятью компаниям, контролирующими 70% авиаперевозок («Аэрофлот», «Россия», S7, «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии») – высокие темпы роста продемонстрировали и небольшие перевозчики, обслуживающие до 3 млн пассажиров в год, а также чартерные перевозчики. Восстановлению потребительского спроса на услуги отрасли способствует и начавшееся укрепление курса рубля, и общая тенденция к удержанию или снижению цен на авиабилеты (в том числе на фоне конкуренции с лоукостерами, такими как «Победа»), вынудившая авиакомпании снизить за год среднюю стоимость билетов на 20%.

Под крылом Правительства. Значимую роль в восстановлении рынка сыграла государственная поддержка, выразившаяся в применении льготной ставки НДС на уровне 10% на услуги авиакомпаний по внутренним пассажирским перевозкам. Изначально планировалось, что данная льгота, позволившая за предыдущий год снизить налоговое бремя отрасли почти на 40 млрд руб., будет действовать с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2017 года, и с приближением окончания указанного срока все чаще звучали опасения участников рынка о том, что только вставшая на ноги отрасль может снова начать буксовать. Однако 16 июня 2017 года на сайте Правительства РФ было опубликовано постановление Дмитрия Медведева о продлении действия льготы до 31 декабря 2020 года. Немаловажную роль в восстановлении рынка сыграла и программа господдержки авиапрома до 2025 года. Меры, направленные на усиление конкурентоспособности российских авиапроизводителей, положительно сказались и на перевозчиках пассажиров.

Вне зоны турбулентности. Новость о продлении льготного налогового периода не могла не сказаться на настроении участников отрасли. Несмотря на наличие определенных проблем, нестабильность мировой политической и экономической обстановки, можно с большой долей вероятности прогнозировать дальнейший рост российского авиарынка. По оценке президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, по итогам текущего года пассажиропоток российских авиакомпаний может превысить значимую отметку в 100 млн человек.

Общая благоприятная ситуация на рынке, однако, не является гарантом того, что все его участники будут функционировать стабильно и эффективно. Специалисты Информационного агентства «Крединформ» рекомендуют при выборе авиаперевозчика использовать Информационно-аналитическую систему Глобас® для предотвращения сотрудничества с ненадежным деловым партнером и минимизации рисков, которые в данном случае могут выражаться в задержках или отменах рейсов, некачественном обслуживании и других непредвиденных ситуациях.

Статья
Об итогах Форума «Один пояс — один путь» для российской экономики

В период с 14 по 15 мая 2017 года в китайской столице проходил международный форум «Один пояс – один путь». В масштабном мероприятии приняли участие 130 стран, 30 из которых были представлены лидерами государств, в том числе Президентом РФ. В Форуме участвовали представители азиатских стран, по два представителя от латиноамериканских и африканских государств и одного микронезийского государства (Фиджи).

Форум был посвящен развитию озвученной в 2013 году китайской инициативы под названием «Новый Шелковый путь». Концепция инициативы заключается в решении стратегической задачи - создании «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», в результате реализации которой должен быть создан торговый коридор прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. В настоящее время данная идея получила новое название «Один пояс – один путь». В состав пояса должны войти три трасы: северная (Китай–Монголия-Россия), центральная (Китай-Центральная Азия - Западная Азия) и южная (Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, Китай-Пакистан). Маршруты предполагают создание высокоскоростных железнодорожных магистралей и соответствующей инфраструктуры. Кроме «Морского Шелкового пути XXI века» не исключается использование в перспективе «Северного морского пути». Более 100 государств в той или иной форме заявили о присоединении к проекту с осени 2013 года и стали принимать участие в реализации данного проекта.

По словам китайского лидера, уже удалось на политическом уровне провести связующее согласование с рядом проектов ЕАЭС через контакты с Россией, казахстанской программой «Светлый путь», монгольской «Путь развития», с проектом «Центральный коридор» (Турция, члены АСЕАН), вьетнамским проектом «Два коридора, Один круг», английской стратегией «NorthernPowerhouse», польским планом «Янтарный путь» и прочими проектами.

В настоящее время пока сохраняется расплывчатость идей «Один пояс – один путь». Поскольку проект стал включать в себя все другие внешнеполитические инициативы Китая, то его содержание размыто и находится в стадии формирования. Поэтому форум преследовал и другие цели: согласование стратегий развития государств и конкретных форматов сотрудничества, соединение транспортных путей стран-участников проекта, развитие взаимной торговли, создание систем финансовой стабильности в Азии и развитие межчеловеческих контактов.

Мнения по результатам оценки итогов Форума носили разносторонний характер. Президент РФ положительно оценил итоги, заявив о перспективности концепции многосторонней кооперации стран Европейского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Сотрудничество стран позволит создать систему, регулирующую двусторонние и международные соглашения, упрощающую таможню, нормы контроля, интеллектуальную собственность, отраслевые формы инвестиций и сотрудничества, создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента.

Российские эксперты в целом негативно оценивают итоги пекинского форума. Хотя Президент РФ был самым почетным гостем на Форуме, но Россия пока не получила существенных выгод от китайской инициативы, так как Китай пока не дал ответа ни на один из 40 предложенных транспортных проектов Правительством РФ и Евразийской экономической комиссией. Существуют опасения, что своим проектом Китай может потеснить Россию и перехватить инициативу у нее на постсоветском пространстве, в странах персидского региона и Юго-Восточной Азии, несмотря на заявления о равном партнерстве и взаимовыгодном сотрудничестве.

Форум для России был более интересен не с экономической, а с политической точки зрения, так как «Один пояс — один путь» формально представляет формирование альтернативной геостратегической реальности. Поэтому китайский Форум – это еще возвращение "политических долгов" и средство укрепить позиции Евразийского экономического союза перед лицом растущей китайской мощи. Российский интерес к Азиатскому региону объясняется и тем, что если раньше иностранные инвесторы были заинтересованы в растущем национальном рынке, то теперь нужна кооперация с инвесторами из других стран для выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.