Вестник
Внутренний спрос поможет росту экономики

Промышленность России после обнадеживающих результатов мая 2017 г., когда индекс промышленного производства (ИПП) достиг максимального с февраля 2012 г. значения в 5,6%, в июне-июле демонстрирует снижение: если в июне индекс фиксировался на отметке 3,5%, то уже в июле индекс снизился до 1,1% (см. рисунок 1).

Весенний рост ИПП объясняется установившейся на большей части страны нехарактерно холодной погодой, что привело к продлению отопительного сезона и повышению спроса на энергоресурсы. На положительный кумулятивный эффект повлияло и то, что минувший май содержал на 1 рабочий день больше, чем прошлогодний. В июне эффект влияния сезонного и календарного факторов прекратился и стало очевидно, что экономика не удержит высокие темпы роста. Снижение произошло во всех отраслях, однако, следует отметить, что среди секторов, сохранивших положительную динамику роста, не только сырьевой, но и производство потребительских товаров.

Сегодня оказать поддержку индустрии может не столько ориентация на экспорт, сколько на внутренний спрос. При прочих равных, растущее внутренне потребление стимулирует наращивание выпуска товаров.

Укрепление рубля в первой половине 2017 г. повлекло рост импорта. За полгода он увеличился на 27% в долларовом эквиваленте, что вызвало оживление розничной торговли, а также обрабатывающих производств, встроенных в транснациональные бренды - автомобилестроения, электроники и др.

Однако вследствие новой волны ослабления национальной валюты в августе, ряд отраслей вновь несет издержки, отражающиеся в себестоимости продукции: в России попросту нет аналогов необходимого оборудования, материалов или они не отвечают современным стандартам качества и эффективности. Запущенная государством программа импортозамещения не в состоянии в короткие сроки уменьшить отставание в технологиях.

Консервативная политика Центрального банка, направленная на борьбу с повышением цен, дает противоречивый результат – информируя об успешном достижении минимальной за всю историю инфляции, регулятор слишком осторожно подходит к снижению ставки, тем самым ограничивая доступ компаний и граждан к дешевому кредиту. Искусственное ограничение денежной массы приводит лишь к застою в экономике.

Негативным образом на внутреннем потреблении сказываются и снижающиеся с 2014 г. реальные доходы населения: в 2014 г. они сократились на 0,7%; в 2015 г. - на 3,2%; в 2016 г. – на 5,9%; в январе-июле 2017 г. - еще на 1,4% (Доход, остающийся у населения после выплаты всех обязательных платежей и налогов с учетом инфляции.).

Рисунок 1. Динамика промышленного производства в России, % к соответствующему месяцу прошлого года Рисунок 1. Динамика промышленного производства в России, % к соответствующему месяцу прошлого года

В таблице 1 приведена информация о динамике промышленного производства в июле 2017 г. к июлю 2016 г. и в январе-июле 2017 г. к аналогичному периоду 2016 г. по ключевым отраслям.

Согласно данным июля 2017 г. в обрабатывающем секторе более всего увеличилось изготовление мебели – на 11,2%, лекарств – на 10,1%, пищевых продуктов – на 8,4%, готовых изделий – на 8,1%, текстиля – на 7,7%. С другой стороны, выпуск прочих транспортных средств (автобусов, поездов и т.п.) упал на 33,3%, сигарет и табака на 16,5%, полиграфии на 9%.

Если сравнить динамику индекса промышленного производства за более длительный интервал времени – январь-июль 2017 г., то лидером выступала автомобильная промышленность, где прирост составил 11,7%, даже несмотря на то, что в июле произошло уменьшение отгрузки с заводов на 0,5% (по сравнению с июлем 2016 г.). Есть основания полагать, что автомобильный рынок, вопреки месячному спаду, возобновит свой рост. Автомобилестроение является одним из важнейших индикаторов улучшения потребительской уверенности, оздоровления экономики, ведь только в условиях стабильности население начинает приобретать товары отложенного спроса.

Таблица 1. Динамика промышленного производства в ключевых отраслях российской экономики
ОТРАСЛЬ ПО ОКВЭД2 ПРИРОСТ (СНИЖЕНИЕ), июль 2017 г. к июлю 2016 г., % ПРИРОСТ (СНИЖЕНИЕ), январь-июль 2017 г.,
к январю-июлю 2016 г., %
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЦЕЛОМ 1,1 1,8
ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 4,0 3,2
Добыча прочих полезных ископаемых 15,1 8,3
Предоставление услуг в области добычи
полезных ископаемых
18,4 8,2
Добыча угля 7,1 4,1
Добыча металлических руд 0,3 3,8
Добыча сырой нефти и природного газа 1,3 2,2
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА -0,8 0,9
Производство автотранспортных средств,
прицепов и полуприцепов
-0,5 11,7
Производство лекарственных средств,
медицинских материалов
10,1 11,1
Производство мебели 11,2 8,5
Производство бумаги и бумажных изделий 5,0 6,9
Производство текстильных изделий 7,7 6,5
Производство химических веществ
и химических продуктов
0,9 6,5
Производство электрического оборудования 1,5 6,0
Производство кожи и изделий из кожи -1,2 5,2
Производство одежды -3,1 5,0
Производство пищевых продуктов 8,4 4,4
Производство резиновых
и пластмассовых изделий
-1,1 4,2
Обработка древесины и производство
изделий из дерева и пробки
1,5 2,5
Производство прочей неметаллической
минеральной продукции
2,0 2,3
Производство машин и оборудования 0,4 1,8
Производство кокса и нефтепродуктов 3,5 0,9
Производство прочих готовых изделий 8,1 -1,0
Ремонт и монтаж машин и оборудования -1,5 -1,8
Производство напитков -8,3 -2,2
Производство компьютеров,
электронных и оптических изделий
-6,6 -2,4
Производство прочих транспортных средств
и оборудования
-33,3 -3,3
Производство готовых металлических изделий 1,5 -3,4
Производство металлургическое -4,5 -5,1
Деятельность полиграфическая и копирование
носителей информации
-9,0 -7,5
Производство табачных изделий -16,5 -21,4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ, ПАРОМ 0,1 2,1
ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ВОДООТВЕДЕНИЕ,
УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ
-4,0 -2,2

Публикация свежей статистики по производству в августе и сентябре даст ответ на вопрос - погрузилась ли российская промышленность в очередную стадию стагнации.

Продолжающееся внешнее санкционное давление, сделка с ОПЕК, обязывающая Россию снизить уровень добычи нефти для целей стабилизации мировой конъюнктуры, возросшая волатильность рубля также вносят дополнительные риски в долгосрочное планирование бизнеса.

Несмотря на сложности, рост ВВП в апреле–июне 2017 г. в годовом сопоставлении оказался максимальным за последние 19 кварталов (с III квартала 2012 г.). Предварительная оценка динамики валового внутреннего продукта за II квартал составила 2,5%. С исключением сезонности можно констатировать, что экономика РФ растет 5-й квартал подряд, пройдя нижнюю отметку в начале 2016 г.

Рэнкинг
Коэффициент рентабельности продаж крупнейших российских компаний оптовой торговли информационным и коммуникационным оборудованием

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли информационным и коммуникационным оборудованием. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2014 годы) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках. Поэтому, при равных значениях выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных организаций рентабельность продаж может различаться под влиянием объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний оптовой торговли информационным и коммуникационным оборудованием практическое значение коэффициента чистой прибыли в 2015 г. составило от 2,63%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности продаж (Крп), индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний оптовой торговли информационным и коммуникационным оборудованием (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Чистая прибыль, млн руб. * Выручка, млн руб. * Кчп, % Индекс платежеспособности Глобас
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ООО ЭППЛ РУС
ИНН 7707767220 г. Москва
1 343,4 7,2 6 452,2 96 057,4 74 520,9 123 565,1 4,17 191 Наивысший
ООО ДИХАУС
ИНН 7709751313 г. Москва
1 301,3 509,7 634,7 38 722,2 27 811,7 39 236,5 4,11 215 Высокий
НАО КРОК ИНКОРПОРЕЙТЕД
ИНН 7701004101 г. Москва
502,0 383,2 353,1 22 455,1 23 090,1 24 095,8 4,05 212 Высокий
НАО ИНФОКОМЭКСИМ
ИНН 7733562074 г. Москва
123,1 1 086,2 529,2 20 978,1 36 374,4 29 860,6 2,63 222 Высокий
ООО О-СИ-ЭС-ЦЕНТР
ИНН 7701341820 г. Москва
612,4 773,5 999,6 86 229,6 73 934,8 92 616,8 2,60 218 Высокий
ООО СОЮЗУНИВЕРСАЛ
ИНН 7701153505 г. Москва
7,3 200,0 -68,3 10 421,0 27 374,7 25 208,6 1,84 251 Высокий
ООО ГРИМБОР
ИНН 7707798531 г. Москва
2,3 38,5 н/д 20 494,8 21 354,1 н/д 1,45 262 Высокий
ООО СИСТЕМНЫЕ ПРОЕКТЫ
ИНН 7838502682 Санкт-Петербург
1,0 105,2 31,7 776,4 19 665,0 6 562,6 0,95 284 Высокий
ООО МАДЖЕСТИК
ИНН 7701621619 г. Москва
1,6 1,7 4,5 5 386,6 15 981,6 11 867,4 -1,09 231 Высокий
ООО МАРВЕЛ КТ
ИНН 7811365157 г. Москва
59,0 122,1 2 407,6 9 320,8 28 674,9 63 877,9 -2,74 207 Высокий
Итого по компаниям ТОП-10 3 953,4 3 227,5   310 842,0 348 782,4      
Среднее значение по компаниям ТОП-10 395,3 322,7   31 084,2 34 878,2   1,80  
Среднее значение по отрасли 1,3 2,3   210,7 83,6   2,63  

*Данные за 2016 г. приведены справочно.

Средний показатель коэффициента рентабельности продаж компаний ТОП-10 ниже практического значения. Показатели выше практического значения имеют четыре компаний из ТОП-10 (выделены зеленым цветом в столбце 8 Таблицы 1 и на Рисунке 1). Отрицательное значение показателя имеют две компании (выделены красным цветом в столбце 8 Таблицы 1 и на Рисунке 1). Четыре компаний из ТОП-10 в 2015 году снизили показатели выручки или чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом (выделены красной заливкой в столбцах 3 и 6 Таблицы 1).

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли информационным и коммуникационным оборудованием (ТОП-10) Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли информационным и коммуникационным оборудованием в 2006 – 2015 годах

Средние отраслевые значения коэффициента рентабельности продаж в период с 2006 по 2015 годы (Рисунок 2) в целом имеют тенденцию к повышению. Значение коэффициента за 10 лет снижалось всего трижды в 2009, 2011 и 2013 годах.

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли информационным и коммуникационным оборудованием в 2006 – 2015 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента чистой прибыли российских творческих организаций в области искусства и развлечений в 2006 – 2015 годах

Всем компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.