Статья
К концу года рынок пластмасс вырастет, но качество сырья остается низким

По прогнозам ИА КредИнформ к концу 2011 года российский рынок пластмасс вырастет на 11%, что связано с расширением производственных мощностей, появлением новых компаний, выходом на рынок зарубежных участников нефтехимической отрасли. Но, несмотря на увеличение общих объемов рынка, качество сырья и модернизация производства остаются на низком уровне.
В 2010 году рынок пластмасс и синтетических полимеров в целом вырос более, чем на 5%. А поскольку первое полугодие 2011 года показывает высокую положительную динамику и по объемам производства, и по импорту пластмасс, то к концу года, как ожидают эксперты КредИнформ, рынок может увеличится на 11%.
Стоит отметить, что некоторые крупные российские компании уже сегодня заявляют свои планы по увеличению мощностей до 2020 года, в их числе ОАО «Каустик», ОАО «Полиэф» и ОАО «Саянскхимпласт». К тому же помимо отечественных фирм в России оперируют подразделения, дочерние или совместные предприятия таких мировых нефтехимических компаний как UCP Chemicals, Telco Group (Aspo), Solvay Benvic, Bang&Bonsomer, а это также способствует увеличению общего объема рынка.
Но если говорить о качестве сырья и модернизации самого производства, то сегодня инновационная деятельность компаний встречает препятствия, как со стороны производителей, так и потребителей пластмасс.
Переработчики пластмасс, оперирующие на рынках пластиковой тары и упаковки, строительных материалов, пытаются экономить на качестве исходного сырья. Например, для упаковки взамен полиэтиленовой пленки используют более дешевый полимер винилхлорида, часто едва отвечающий санитарным нормам. Производители, пластмассового сырья, в свою очередь, не намерены повышать качество продукции, опасаясь негативной реакции рынка на рост цен и отсутствия спроса на новые материалы со стороны переработчиков.
К тому же помимо использования максимально дешевых материалов производители пластмассовых изделий отказываются принимать на себя риски по модернизации производственных линий. Например, по-прежнему наблюдается нехватка инвестиций на модернизацию в сегментах пластиковой упаковки и медицинской техники, где активно проводится наращивание производственных мощностей.
Однако, нестабильность цен на нефть и исходные нефтепродукты, а также многочисленные разговоры о новой политике по переработке пластмассовых отходов дают надежду на рост эффективности производства и использования пластмасс в России, а также их конкурентоспособность на мировом рынке.

Вестник
В РОССИИ 107 ТОРГОВЫХ ЗНАКОВ ПРИЗНАНО ОБЩЕИЗВЕСТНЫМИ

По данным отчета Роспатента, за прошедший год на государственную регистрацию товарных знаков было подано 56 848 заявок, что на 13,45% больше, чем в 2009 году.

Указанное увеличение свидетельствует о том, что интерес к товарному знаку со стороны изготовителей продукции сохраняется, а зафиксированное в 2009 году (по сравнению с 2008 годом) уменьшение поданных заявок на регистрацию, скорее всего, было связано с влиянием мирового финансового кризиса. На конец 2010 года в Российской Федерации правовой защите подлежит 268 165 товарных знаков.

Роспатентом регулярно проводится работа по рассмотрению заявлений о признании товарных знаков общеизвестными знаками в Российской Федерации. В 2010 году по 14 знакам были приняты положительные решения, среди них торговая марка «KASPERSKY», принадлежащая ЗАО «Лаборатория Касперского»; «Трансаэро» - товарный знак одноименной авиационной компании; торговая марка «1С» известного ЗАО «1C Акционерное Общество» и др. Всего, на сентябрь 2011 г. в Перечень общеизвестных в Российской Федерации внесено 107 товарных знаков, при этом 85 из них — зарегистрированные товарные знаки, а 22 — обозначения, которые ранее использовались в качестве товарных знаков, но не имели правовой охраны на территории Российской Федерации.

Хорошо известны имена тех владельцев товарных знаков, которые имеют одноименное фирменное обозначение, например «Газ», «Камаз», «Автоваз». Однако, далеко не все знают имена владельцев зарегистрированных общеизвестных товарных знаков. Например, владелец известной марки соков «Моя Семья» - новосибирская компания «Совместное предприятие НИДАН-ЭКОФРУКТ»; торговая марка утеплителя «Холлофайбер», признанная в этом году общеизвестной, принадлежит московской компании «Термопол», а владелец общеизвестного товарного знака бытовой техники «VITEK» - московское ООО "Бизнес-Альянс".

Интересно, что в Федеральный институт промышленной собственности начали поступать заявки на регистрацию товарных знаков-звуков. На территории России пока еще не слишком часто заботятся о регистрации звуковых брендов, однако в последнее время количество таких случаев увеличивается. Среди российских компаний, зарегистрировавших свои аудио-бренды: радио «Шансон», телеканал СТС и ОАО «Вимм-Билль-Данн».

Стоит отметить тот факт, что подобная активность в индивидуализации товаров и услуг существовала не всегда. В советский период охрана и защита товарных знаков не имели должной актуальности. Во многом это объяснялось отсутствием частной собственности и жесткой конкуренции.

Именно по этой причине в настоящее время на рынке за советские бренды развязалась настоящая борьба. Для примера, в Ассоциацию Предприятий Кондитерской Промышленности (АСКОНД) поступило требование некоторых региональных кондитерских фабрик разрешить всем участникам рынка использовать советские названия конфет типа «Птичье молоко», «Мишка на Севере», «Аленка». Однако, по мнению АСКОНДа для национализации таких известных кондитерских брендов каких-либо правовых оснований нет.

В качестве примера также можно привести получивший широкую огласку в 2010 году спор между кондитерской фабрикой «Красный октябрь» и белгородской компанией «Славянка», выпускавшей в 2006-2008 годах плиточный шоколад «Алина», этикетка которого была схожа с этикеткой шоколада «Аленка» производства «Красного октября» до степени смешения. На 18 октября по этому делу назначено новое судебное слушание.

В настоящее время разрешением споров, возникающих в связи с незаконным использованием товарных знаков, занимаются арбитражные суды. В будущем планируется, что подобные иски будет рассматривать суд по интеллектуальным правам. В конце прошлого года Высший Арбитражный Суд разработал и внес в Государственную Думу законопроект о его создании. Необходимость создания этого института была связана, прежде всего, с вступлением России в ВТО, а также продиктована слабостью российской системы защиты интеллектуальной собственности. В настоящее время законопроект проходит второе чтение, и предполагается, что с 2012 года он вступит в силу.

По всем вопросам принадлежности товарных знаков, а также по другим вопросам информационного обслуживания вас проконсультируют специалисты CredInform:

тел.: +7 (812) 406 8414 (Санкт-Петербург); +7 (495) 646 0695 (Москва).