Статья
Малый бизнес получит поддержку

В Правительстве РФ разработали перечень поручений Министерствам, направленный на поддержку малого бизнеса и частной инициативы. Работа осуществлялась на основе майского доклада В. Путину уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Б. Титова. 

Основная часть поручений затрагивает регулирование госзакупок (по 44-ФЗ). Минэкономики, Минфину и ФАС к концу октября поставлена задача разработать новые методические рекомендации по формированию лотов закупок с условием недопущения включения в лот несвязанных между собой товаров и услуг. Действующее же требование отсеивает значительное число небольших, узкоспециализированных фирм от участия в торгах. 

Кроме того поручено рассмотреть возможность исключения требования об обеспечении заявки для некрупных компаний, уже работавших по госзаказу в течение последних трех лет (если сумма контракта не превышает 3 млн руб.).

Для того чтобы привлечь к участию в торгах значительное количество небольших компаний, малый бизнес должен видеть финансовый смысл своего участия в закупках. Для этого предложено увеличить размер максимальной цены контракта для поставщиков этой категории с нынешних 20 млн руб., до более значительной суммы. 

Еще один блок посвящен определению кадастровой стоимости. Минэкономики поручено отрегулировать работу комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости. Сейчас требуется представлять заключение оценщика, которое зачастую обходится в несколько миллионов рублей, однако комиссия это заключение часто не учитывает и сама проводит оценку объекта. Предлагается либо отменить обязательство представлять отчет, либо обязать комиссию принимать это заключение.

В списке поручений — указания ЦБ и Минфину рассмотреть меры поддержки кредитования малого бизнеса. В частности, по уменьшению коэффициентов риска по таким кредитам, введению секьюритизации* микрозаймов. 

*Секьюритизация – финансирование определенных активов при помощи выпуска ценных бумаг. Слово происходит от английского securities – «ценные бумаги».

Статья
Патентная система налогообложения в 2015 году

Патентная система налогообложения действует в России с 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей, ведущих свою деятельность в том регионе, где законом субъекта Российской Федерации принято решение о её введении.

Налогообложению подлежат оказание различных ремонтных и бытовых услуг населению; обслуживание автотранспортных средств; перевозка пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом; репетиторство, уход за детьми и больными, престарелыми и инвалидами; сдача в аренду жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, мелкорозничная торговля и общественное питание; производство продуктов питания и многое другое. «Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения» утверждённый Приказом Министерства по налогам и сборам России от 02.06.2003 № БГ-3-13/285 предусматривает всего 63 вида предпринимательской деятельности. Ознакомиться с ним можно на Интернет-портале Федеральной налоговой службы РФ.

Патентная система налогообложения является добровольной и может быть совмещена с другими режимами налогообложения. Индивидуальные предприниматели имеют право не вести традиционный бухгалтерский учёт, не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении операций с наличными деньгами или платёжными картами, освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость, на доходы физических лиц и на имущество физических лиц.

Ставка налога фиксированная, не зависит от размера фактического дохода индивидуального предпринимателя. Расчёт суммы налога, подлежащего уплате, производится налоговым органом непосредственно в патенте. Налог уплачивается по месту постановки на учёт в налоговом органе не позднее срока окончания действия патента.

Таким образом, простота, прозрачность и широта применения по многим видам деятельности - очевидные преимущества патентной системы налогообложения.

С 2015 года в результате вступления в силу Федеральных законов от 21.07.2014 №244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и от 13 июля 2015 г. №232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в практике применения патентной системы произошли существенные изменения.

В настоящее время применять патентную систему налогообложения имеют право индивидуальные предприниматели, средняя численность наёмных работников которых, по всем видам предпринимательской деятельности не превышает за налоговый период 15 человек и доходы от реализации составляют не более 60 млн рублей.

Применение патентной системы не касается деятельности в рамках договоров простого товарищества (договоров о совместной деятельности) и договоров доверительного управления имуществом.

Патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности действует только на территории того административного субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. При ведении нескольких видов предпринимательской деятельности патент необходим на каждый из видов деятельности отдельно.

Патент может быть оформлен с любой даты, на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года.

Налог установлен в размере 6% от потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения. Размеры этих доходов устанавливаются на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

В период до 2020 года законами субъектов Российской Федерации может быть установлено освобождение от налога на два года для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах.

Налог уплачивается в размере полной суммы не позднее срока окончания действия патента, в случае действия патента менее 6 месяцев или в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента или в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента - в случае действия патента от 6 до 12 месяцев.

Учёт доходов от реализации ведётся в книге учёта доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения отдельно по каждому полученному патенту. При этом представление налоговой декларации не предусматривается.

Справочно:

По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения составили 30,19 млрд рублей за 2013 год.

В Санкт-Петербурге патентная система налогообложения введена с 1 января 2014 г. Законом Санкт-Петербурга от 30.10.2013 №551-98.

За первые полгода её действия 486 индивидуальных предпринимателей воспользовались правом её применения по 37 видам деятельности. Самым востребованным видом деятельности по патенту оказалась сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности - 343 патента или 59% от общего количества выданных патентов. В бюджет Санкт-Петербурга поступило 26 млн. руб. налогов в связи с применением патентной системы налогообложения. Таким образом, средняя стоимость патента составила чуть более 53 тыс. рублей.